БЕНУА: МИР ИСКУССТВА И ТЕАТРА
К 150-летию со дня рождения Александра Бенуа
К 150-летию со дня рождения Александра Бенуа – выдающегося петербургского художника, историка искусств, критика, основателя и идеолога «Мир искусства» открылись интересные большие выставки, раскрывающие разные грани его таланта и творчества.
До 14 марта выставка «Театр Александра Бенуа. Мания Петрушки» открыта в Полярном флигеле Шереметевского дворца – Музея музыки. Это выставка-феерия – из тех, что являют собой и утверждают особый вид яркого, уникального искусства выставки. Экспозиция рассказывает о том, как преобразился театр, когда ему посвятил свое творчество выдающийся художник, увлекая за собой многих талантливых собратьев. Выставка посвящена театральному наследию Александра Бенуа – здесь больше сотни эскизов и фотографий, макеты и сценические костюмы из 20 с лишним спектаклей, оформленных художником, от первых опытов на Императорской сцене (опера Рихарда Вагнера «Гибель богов») до работ последних лет для «Ла Скала» и труппы Сола Юрока, крупнейшего американского импресарио XX века.
Особое внимание уделено двум спектаклям, которые прославили Александра Бенуа как театрального художника и определили две ведущие темы в его театральном творчестве – европейскую, связанную с образами и сюжетами от Средних веков до Нового времени, и русскую, корнями уходящую в петербургское детство Бенуа с ярмарочными гуляниями, представлениями Императорских театров, невской панорамой и поэзией Пушкина. Это балеты «Павильон Армиды» на музыку Николая Черепнина и «Петрушка» Игоря Стравинского, поставленные для антрепризы Сергея Дягилева.
В основном здании Шереметевского дворца сейчас еще проходит международная выставка «В круге Дягилевом. Пересечение судеб». На ней можно увидеть графический портрет Александра Николаевича Бенуа, созданный Константином Сомовым (1895, Русский музей), а также узнать массу подробностей о совместной работе Бенуа и Сергея Дягилева над журналом «Мир искусства», мирискусническими выставками и первыми «Русскими сезонами» в Париже.
До 9 марта работает выставка в Михайловском (Инженерном) замке. Здесь представлены живописные и графические произведения Бенуа 1890 – 1930-х годов из коллекции Русского музея –исторические и жанровые композиции, пейзажи, книжные иллюстрации, театральные эскизы. Многие из них почти неизвестны широкому зрителю, поскольку из-за хрупкости материала (бумаги) и опасности выцветания водяных красок они редко экспонируются.
Эта выставка знакомит в первую очередь с живописными произведениями Бенуа. В них отражена вся многогранность увлечений и интересов мастера. Картины «Арлекинада» и «Итальянская комедия» воскрешают наивную и балаганную атмосферу итальянской комедии масок. Излюбленная тема Бенуа – эпоха Короля-Солнца – предстает на картине «Маскарад при Людовике XIV». Много работ посвящено образу Версаля. «Героями» версальских этюдов стали сам величественный парк, фонтаны, бассейны и «населяющие» их скульптуры.
Большая часть экспозиции раскрывает тему «Бенуа и театр». С организацией Сергеем Дягилевым Русских балетных сезонов для Бенуа начался новый этап творчества, в котором театр занял главное место. В Париже он смог реализовать замыслы, связанные с его давним увлечением балетом. Вместе с Фокиным он создавал спектакли, дававшие удивительное соединение музыки, хореографии и цвета. При этом Бенуа был не только художником, но и постановщиком балетов. В России он несколько лет сотрудничал с Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко, оформляя и режиссируя спектакли в Московском художественном театре («Мнимый больной»).
Важная часть выставки посвящена Бенуа-иллюстратору. Впервые художник попробовал себя в иллюстрации, создав рисунки на темы родной истории для книги Николая Кутепова «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси. Конец XVII и XVIII век», к повестям Пушкина «Капитанская дочка» и «Пиковая дама». Особое место занимает первая серия иллюстраций к поэме «Медный всадник», которые называют шедевром отечественной книжной графики. В равной степени детям и взрослым адресована остроумно сочиненная «Азбука в картинах Александра Бенуа», предполагающая внимательное «прочтение» детали за деталью («Театр», «Яблоня»).
Разнообразны по мотивам и духовной наполненности созданные Бенуа живописные пейзажи и портреты. В Бретани, в Италии, Швейцарии и Испании он работал над пейзажами небольших городков и деревенек («Наш сад в Монтаньоле», «Розовый дом в Кресоньо» ). В Париже его увлекали старинные кварталы и парки («Улица в Париже»). Бенуа постоянно рисовал портреты своих близких и коллег – на выставке можно увидеть изображения членов его семьи, созданные в разные годы.