Бетховен в гости будет к нам
Истинные любители музыки прекрасно знают, что приближающийся 2020 год подарит нам несколько знаменательных дат, которые будут широко отмечаться мировой музыкальной общественностью.
Именно в следующем году мы будем праздновать 180-летие со дня рождения Петра Ильича Чайковского и, может, наконец-то увидим в нашем городе долгожданный памятник великому композитору.
Именно в 2020 году мы торжественно отметим 250-летие одного из титанов музыкального искусства, принадлежащего, наряду с Гайдном и Моцартом, к знаменитой триаде венских классиков, – гениального Людвига ван Бетховена.
И нет ничего удивительного в том, что многие продюсерские центры и концертные организации, не дожидаясь календарной отметки, а как бы в преддверии юбилейной даты, начали свой бетховенский марафон уже в текущем году. Наглядным примером такого творческого нетерпения, может служить сентябрьский концерт в Большом зале Филармонии, организованный Филармоническим обществом Санкт-Петербурга.
Этот концерт наверняка войдет и в историю петербургской «Бетховенианы», и в историю Филармонического общества, и в славную летопись Большого зала Филармонии. Афиша удивила даже знатоков: все пять Концертов для фортепиано с оркестром Бетховена в один вечер, к тому же в исполнении одного солиста – петербургского пианиста Петра Лаула.
Этот хорошо известный любителям музыки артист уже успел прославиться исполнением в семи концертах сложнейшего бетховенского. И вот – очередной подарок: все Фортепианные концерты Бетховена в содружестве с дирижером Феликсом Коробовым и Санкт-Петербургским государственным академическим симфоническим оркестром, возглавляемым Александром Титовым.
Присутствие на афише имени московского дирижера объясняется просто. Эту же программу Лаул и Коробов с большим успехом исполнили в минувшем году Москве, и их предложение повторить ее в Петербурге было с готовностью принято и Филармоническим обществом, и Большим залом Филармонии.
И все же мыслимое ли это дело – играть все пять концертов в один вечер? Не дань ли это некоему спортивному азарту? Да и возможно ли воспринять эту музыкальную глыбищу в один присест? Мало ли что в Москве это получилось. Не проголосует ли наша публика ногами и не повалит ли из зала уже посредине концерта?
К счастью, опасения оказались напрасными. И секрет успеха, на наш взгляд, не только в изумительном мастерстве солиста, дирижера и оркестра, но и в музыке самого бетховенского цикла, воспринятой на этот раз как единое масштабное сочинение, прозвучавшее в трех отделениях вечера на одном дыхании.
Немаловажную роль в успехе сыграли и несколько заметных особенностей интерпретации этой музыки. Во-первых, правильно выбранная последовательность исполнения пяти Концертов, а именно – в первом отделении прозвучали 1-й и 3-й Концерты, во втором – 2-й и 4-й, а в третьем – объемный 5-й, часто именуемый «Императорским». А во-вторых, темпы быстрых частей, которые и дирижер, и солист, к изумлению многих знатоков, исполнили гораздо энергичнее и напористей, чем общепринято. На их фоне все медленные, лирико-философские части Концертов прозвучали гораздо более объемно и выразительно.
Удивила и порадовала совершенно нестандартная, тончайшая педализация пианиста. Не просто следующая указаниям композитора, до сего времени считавшимся неисполнимыми. Но еще раз подчеркнувшая не раз высказывавшуюся многими музыковедами тезу о том, что Бетховен, в сущности – не только признанный классик, но и в огромной степени романтик, предвосхитивший многие будущие находки Шуберта и Брамса.
Не вдаваясь здесь в детали исполнения – это дело музыковедов и теоретиков фортепианного искусства, – скажем только одно: концерты Петра Лаула не стоит пропускать ни в коем случае. Его талант – сплав душевной теплоты и блистательного пианизма – несет в наш суетный мир удивительную доброту, умиротворение и радость.
Антон Рославлев
25 октября в Большом зале Филармонии откроется 10-й Международный фестиваль камерного исполнительства «Серебряная лира». Следите за афишей!