ГИД ПО ТРЕТЬЕМУ ЭТАЖУ

На третьем этаже Зимнего дворца открылась ЗАПАСНАЯ ГАЛЕРЕЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЖИВОПИСИ XVII -- XVIII ВЕКОВ из фондов Государственного Эрмитажа

Эрмитаж
Дворцовая площадь, 2 (на карте)
c 28.05 по 02.05
ГИД ПО ТРЕТЬЕМУ ЭТАЖУ

28 мая на третьем этаже Зимнего дворца открылась ЗАПАСНАЯ ГАЛЕРЕЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЖИВОПИСИ XVII -- XVIII ВЕКОВ из фондов Государственного Эрмитажа. В новой экспозиции, которая охватывает девятнадцать залов, – более двухсот произведений.

Работы мастеров XVII -- XVIII веков, большинство из которых ранее находилось в фондах музея, теперь представлены гораздо шире. Дополнительная галерея предлагает и совершенно новый, не хронологический, принцип построения материала. Одни залы посвящены конкретным странам, в других картины объединены по жанрам: портреты, пейзажи, натюрморты, бытовые сцены, создававшиеся примерно в одно время в разных европейских странах.

Некоторые произведения искусства были привезены еще при Петре Первом, среди них первая картина Рембрандта в России – «Прощание Давида с Ионафаном». Особенно активно картины начали приобретать со второй половины XVIII столетия. В царствование основательницы Эрмитажа Екатерины II (1729 ‒ 1796), получившей в 1764 году живописное собрание купца Гоцковского, в Санкт-Петербург прибывали целые коллекции. В короткий срок было создано первоклассное художественное собрание, не уступающее лучшим галереям Европы ‒ не только по количеству, но и по качеству произведений. Художественная политика Екатерины II была продолжена ее внуками – Александром I и Николаем I. В экспозицию включены живописные и скульптурные портреты Екатерины, Николая I, Петра Великого, Александра I (зал № 314).

Начинать знакомство с экспозицией лучше с посещения зала № 332, где показаны картины мастеров римской, фламандской, французской школ живописи, на творчество которых большое влияние оказал пластический язык Караваджо (1571 ‒ 1610) ‒ родоначальника художественного направления, названного караваджизмом. Среди произведений: «Вакх» (круг Караваджо), «Мария Магдалина у гроба воскресшего Христа» (Антиведуто Грамматика), «Святой Иероним» (Хендрик де Сомер), «Гадание» (Ян Коссирс) и другие.

Зал «Рубенс и северное барокко» (№ 331) представляет две живописные работы главы фламандской школы живописи Питера Пауля Рубенса (1577 ‒ 1640) – «Снятие с креста» и «Апофеоз короля Иакова», а также картины, исполненные в его мастерской: «Апостол Павел», «Мадонна с младенцем» и другие. Здесь можно увидеть «Оплакивание Христа» кисти Якоба Йорданса ‒ одного из крупнейших мастеров фламандского барокко XVII века, а также картины художников фламандской школы XVII столетия: Давида Тенирса Старшего «Чудо апостола Павла на острове Мальта», Теодора ван Тюльдена «Время спасает истину» и другие.

В соседнем зале (№ 330) демонстрируется шедевр голландского живописца, выдающегося гравера и рисовальщика Хендрика Голциуса (1558 ‒ 1617) ‒ огромный рисунок на холсте «Вакх, Венера и Церера». Он представляет собой плод вдумчивого переосмысления росписей Рафаэля, созданных для виллы Фарнезина (Рим, Италия). В этом же зале экспонируется «Воскрешение Лазаря» Паоло Веронезе и два монохромных произведения ученика Рафаэля Полидоро да Караваджо – «Амур и Психея» и «Психея и ее сестры».

Целым рядом великолепных произведений представлен европейский пейзаж, получивший в искусстве XVII века широкое распространение, особенно во Фландрии и в Голландии (залы № 323, 322).

Зал № 321 посвящен картинам, «бытового жанра» – Яна Стена (1625/26 – 1679), Иоханнеса Лингелбаха (1622 ‒ 1674), а также испанских живописцев.

Старые европейские натюрморты найдем в залах № 320 и 319, наибольшее их число принадлежит мастерам голландской и фламандской школ. Виллема ван Алста (1625/26 ‒ ок.1683), Яна Брейгеля Младшего (1601 ‒ 1678, Фландрия), натюрморт-обманка Себастьяна Бонекруа (1618 ‒ 1676, Фландрия); итальянских мастеров Франческо Мальтезе (около 1611 ‒ 1654), Джованни Франческо Чиппера (1664 ‒ 1736) и другие.

Зал № 318 объединяет мастеров итальянской школы и хронологически соотносится с залом караваджистов (№ 332): «Мадонна во славе» (Непорочное зачатие) Доменико Фетти; «Святой Франциск» Чиголи (Лодовико Карди); «Похищение Европы» Гвидо Рени.

В следующем зале (№ 317) показаны портреты, создававшиеся в разных европейских странах в ХVII столетии. Зал № 316 посвящен произведениям мастеров немецкой школы XVII столетия, многие из которых были созданы за пределами Германии, в частности в Италии. Среди них выделяются картины на сюжеты из древнеримской истории одного из наиболее талантливых немецких художников Иоганна Генриха Шенфельда. Мастер немецкого происхождения, вошедший в историю искусства под именем Розы да Тиволи, специализировался на изображениях животных, о чем свидетельствует его картина «Охота на оленя».

В зале № 343 показаны картины итальянских мастеров XVII века: Николо Реньери – «Аполлон»; Сассоферато – «Мадонна с младенцем»; Падованино ‒ «Грация и амуры»; Себастьяно Риччи – «Венера, Марс и Амур»; Джованни Антонио Фумиани – «Триумф Юдифи» и другие.

Полотна кисти знаменитого неаполитанского художника Луки Джордано (1634 – 1705) «Триумф Галатеи», «Похищение Европы», «Суд Париса», ранее украшавшие потолок Фойе Эрмитажного театра, представлены в зале № 344. Здесь же обращают на себя внимание два произведения Джованни Батиста Питтони (1687 ‒ 1767) крупнейшего представителя венецианской школы живописи эпохи итальянского барокко, – «Дидона при основании Карфагена» и «Смерть царя Кандавла».

В зале № 345 представлены портреты крупного формата, картины на исторические темы, изображения «галантных сцен», натюрморты, большинство из этих произведений принадлежит кисти французских художников XVIII столетия. Здесь особо выделяется портрет Екатерины Великой, исполненный Пьером-Этьеном Фальконе, сыном знаменитого скульптора. Обращает на себя внимание «Портрет сэра Роберта Уолпола, графа Орфорда» – первого премьер-министра Англии, кисти французского живописца Жана-Батиста Ванлоо ‒ единственный фамильный портрет, отправленный в Россию со знаменитой коллекцией лорда Уолпола, приобретенной Екатериной Великой. Здесь можно увидеть «галантные празднества» Никола Ланкре ‒ «Концерт в парке» и «Общество в парке»; «Автопортрет с дочерьми» Жана Лорана Монье; «Портрет графини Е.С. Самойловой с детьми» Мари Виже Лебрен.

В зале № 346 экспонируются автопортреты и портреты художников, в том числе Антона Рафаэля Менгса, Ангелики Кауфман, Юргена Овенса. В глубине зала пред нами парадный «Портрет Иоганна Мельхиора Динглингера», выдающегося дрезденского ювелира и скульптора, и «Портрет Мариии Сусанны Динглингер, написанные Антуаном Пэном.

Жанр парадного портрета XVIII столетия представлен в зале № 347, большая часть их происходит из Чесменского дворца в Санкт-Петербурге, где в 1770-х годах была создана галерея портретов правящих европейских монархов и их наследников. Здесь работы кисти придворного португальского живописца Мигеля Антониу ду Амарала ‒ «Портрет Жозе I, короля Португалии», «Портрет Марианны Витории, королевы Португалии», «Портрет принца Фредерика, регента Дании и Норвегии» кисти Вигилиуса Эриксена, «Портрет Фридриха II», исполненный Антуаном Пэном.

Произведения неоклассического стиля, господствующего в искусстве второй половины XVIII века, ориентированного на античное искусство и архитектуру, можно увидеть в зале № 348. Это аллегорические картины, «Сластолюбие» и «Меркурий, коронующий философию», исполненные итальянским живописцем Помпео Батони; произведения Антона Рафаэля Менгса ‒ «Благовещение», «Персей и Андромеда», «Св. Иоанн Креститель, проповедующий в пустыне»; Ангелики Кауфман ‒ «Гектор призывает Париса на Битву», «Вергилий, читающий «Энеиду» Октавии и Августу», а также «Венера уговаривает Елену любить Париса» кисти Пьетро Антонио Новелли и «Марс и Венера» Жозефа Мари Вьена.

Пейзажу XVIII столетия посвящен зал № 349, где особое место занимают работы Гюбера Робера: «Колизей», «Архитектурный пейзаж с каналом», «Развалины дорического храма», «Кипарисы». А также картины Якоба Филиппа Хаккерта (1737 – 1807) среди которых «Большие каскады в Тиволи» и парная к ней «Вилла Мецената и водопады в Тиволи»; Клода Жозефа Верне – «Гавань в Анконе» и другие.

Завершает экспозицию зал № 350, в котором демонстрируется серия работ выдающегося мастера ведуты (топографического пейзажа) – Бернардо Белотто (1720 ‒ 1780), исполненная в 1740-х годах художником по заказу Генриха фон Брюля. Виды Дрездена и Пирны хранятся в Эрмитаже. Восемь картин можно увидеть на третьем этаже Зимнего дворца, а две в Большом Итальянском просвете Нового Эрмитажа.

МАРШРУТ ПОСЕЩЕНИЯ ГАЛЕРЕИ – №2, ВХОД С ЦЕРКОВНОЙ ЛЕСТНИЦЫ.

Поделиться в социальных сетях: Рейтинг@Mail.ru