ХИТЫ РУССКОЙ КЛАССИКИ

ВО ДВОРЦЕ БЕЛОСЕЛЬСКИХ-БЕЛОЗЕРСКИХ  ПРОЗВУЧАТ ДВА ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКОЙ СИМФОНИЧЕСКОЙ КЛАССИКИ XIX  И XX ВЕКОВ

Дворец Белосельских-Белозерских
Невский пр., 41 (на карте)
30.05
ХИТЫ РУССКОЙ КЛАССИКИ

30 МАЯ ВО ДВОРЦЕ БЕЛОСЕЛЬСКИХ-БЕЛОЗЕРСКИХ ПРОЗВУЧАТ ДВА ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКОЙ СИМФОНИЧЕСКОЙ КЛАССИКИ XIX И XX ВЕКОВ.

Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр дает воскресный концерт, в первом отделении которого прозвучит легендарная симфоническая сюита «Шехеразада» Николая Андреевича Римского-Корсакова. Это красочное произведение демонстрирует максимум выразительных возможностей оркестра. Во втором отделении зрители услышат Седьмую симфонию Сергея Сергеевича Прокофьева. По словам художественного руководителя СПб ГАСО Александра Титова, это «хиты классической музыки, которые не стыдно повторять довольно часто».

Впервые сюита «Шехерезада» была исполнена в 1888 году – и до сих пор сохраняет популярность во всем мир и произвел настоящий фурор. Сюжет сказки 1001 ночи хорошо знаком. Султан Шахриар, убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение. «Программою, которою я руководствовался, – пишет Римский-Корсаков в «Летописи моей музыкальной жизни», – были отдельные, не связанные друг с другом, эпизоды и картины из «Тысячи и одной ночи», разбросанные по всем четырем частям сюиты: море и Синбадов корабль, фантастический рассказ Календера-царевича, багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником». Облик сказочницы воссоздает изысканное соло скрипки. На сцене Дворца Белосельских-Белозерских солировать будет скрипач Александр Шмелев.

Cедьмая симфония Сергея Прокофьева впервые прозвучала 11 октября 1952 года в Москве, дирижировал Самуил Самосуд. Столь счастливым, как в день премьеры, композитора (в то время уже тяжело больного) видели крайне редко. Более того, искренние поздравления никогда не доставляли ему такой радости, как в тот день, – обычно он не склонен был внимательно прислушиваться к чужим мнениям о своей музыке. В юности он был настоящим музыкальным хулиганом, обожавшим эпатировать публику и критику, а на закате дней написал эту простую, светлую и гармоничную музыку. Одни слышат в ней мудрость зрелости, другие – уступку советской идеологии и требованиям соцреализма… Одобрение симфонии, «слушательское» и официальное, стало для Прокофьева победой в долгом процессе «вживания» в советское общество и государство. Отъезд из революционной России в 1918 году; триумфальное возвращение в СССР в качестве гастролера в 1927-м; длительное переселение из Парижа в Москву с 1932 по 1936 год; Сталинские премии, положение прижизненного классика… И – с другой стороны – «карающее» постановление 1948 года. Основные вехи взаимоотношений системы и непослушного гения. Последние годы жизни одного из титанов музыкиXX века были отмечены все возрастающим признанием его заслуг со стороны государства. Седьмая симфония венчает эту линию – за нее Прокофьеву, первому из всех советских деятелей культуры, была присуждена Ленинская премия. Симфония утверждает красоту и радость жизни, в ней нет места злу и трагическим переживаниям. В музыке Седьмой слышны отголоски тем Мусоргского, вальсов Чайковского и песен Дунаевского, «пионерский галоп» и чуть ли не рахманиновские колокольные звучания. Это состояние тихого успокоения, отрешенного и мудрого, и венчает «прощальную симфонию» мастера.

Начало концерта – в 16.00. За оркестровым пультом – художественный руководитель СПб ГАСО заслуженный артист России Александр ТИТОВ.

Поделиться в социальных сетях: Рейтинг@Mail.ru