…И НЕМНОЖКО НЕРВНО
С 11 июля по 23 сентября в залах Шереметевского дворца Музей театрального и музыкального искусства представляет выставку «Земля дыбом. Из истории русского театрального экспрессионизма».
Впервые посетители увидят редкости, относящиеся к этому яркому и трагическому течению в искусстве XX века. Название выставки напоминает о знаменитом спектакле Всеволода Мейерхольда (1923) по одноименной пьесе Сергея Третьякова – переделке экспрессионистской драмы Марселя Мартине «Ночь».
«Земля дыбом» рассказывает о пути театрального экспрессионизма в России и, в частности, в Петрограде – Ленинграде: от зарождения до исчезновения этого направления в середине 1930-х годов. Экспрессионизм – это взрывы эмоций, страстей, и создатели экспрессионистских спектаклей сознательно деформировали реальность для максимально острого выражения душевных движений героев. Проявилось это еще при символизме и футуризме, в постановках «Саломеи» Оскара Уайлда, «Анатемы» и «Жизни человека» Леонида Андреева, «Победы над солнцем» и «Владимира Маяковского».
Термин «экспрессионизм» появился в начале 1910-х годов среди художников Германии, Австрии и Скандинавских странах. Гораздо реже этот термин употребляется по отношению к России, где, между тем, он проявлялся в литературе, изобразительном искусстве, в театре, музыке и кино. Основная тема экспрессионизма – боль и страх человека в агрессивном, враждебном мире, предчувствие Первой мировой, катастроф 1917 года и Гражданской войны.
В экспозиции – эскизы художников Юрия Анненкова, Натана Альтмана, Моисея Левина, Владимира Дмитриева, Александра Рыкова, фотографии сцен из спектаклей, макеты, костюмы, рукописи и документы, афиши и другие театральные раритеты.
Костюмы 1920-х годов плохо сохранились, но несколько ценнейших экспонатов мы увидим: это платья главных героинь, исполненные по эскизам Владимира Дмитриева к спектаклю «Прыжок через тень» в 1927 году. Выставку дополняют материалы из Центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина, посвященные московским экспрессионистским постановкам, документы из Государственной театральной библиотеки, а также макеты и рисунки из музеев БДТ, Мариинского и Михайловского театров. Атмосферу Петрограда – Ленинграда 1920-х годов создадут фрагменты документальных фильмов того времени.
Интереснейшие материалы связаны с музыкальными постановками – это балеты Леонида Мясина для труппы Дягилева Ballets Russes в декорациях Михаила Ларионова, советские «Красный вихрь» на музыку Владимира Дешевого (сценография Леонида Чупятова), оперы «Воццек» Альбана Берга (сценография Моисея Левина), «Прыжок через тень» Эрнста Кшенека и «Дальний звон» Франца Шрекера (обе в декорациях и костюмах Владимира Дмитриева). Отдельный сюжет экспозиции связан с экспериментальным проектом «Ревизор» 1927 года, особенно интересно будет ознакомиться и с экспонатами, касающимися творчества Михаила Чехова. Опера «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Шостаковича в театре МАЛЕГОТ в оформлении Владимира Дмитриева 1934 года завершает эпоху экспрессионизма на российском поле.
Адрес Шереметевского дворца: наб. Фонтанки, 34.
Фотографии предоставлены Музеем театрального и музыкального искусства.