И«КАРНАВАЛ ЖИВОТНЫХ», И «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЧАС»

17.04
И«КАРНАВАЛ ЖИВОТНЫХ»,  И «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЧАС»

17 апреля СПб ГАСО во Дворце Белосельских-Белозерских вновь сыграет два концерта: для детей и для взрослых.

«Карнавал животных» Камиля Сен-Санса завершит цикл «Сказки с оркестром» в этом сезоне. «Большая зоологическая фантазия» – так «Карнавал» называл автор, классик французского музыкального искусства, – имеет необычную судьбу. Сен-Санс лично поставил запрет на издательство «Карнавала животных», чтобы не «прославиться автором глупых музыкальных произведений». Однако, вопреки самоуничижительной иронии композитора, этот несомненный шедевр стал бессмертным. В 1905 году выдающийся балетмейстер Михаил Фокин на музыку «Лебедя» создал хореографическую миниатюру для гениальной русской балерины Анны Павловой. С номером «Умирающий лебедь» балерина объехала весь мир и станцевала его около четырех тысяч раз. Позже в этом балетном шедевре блистали легендарные Галина Уланова и Майя Плисецкая.

Сегодня «Карнавал животных», наполненный искрометным юмором, входит в число самых известных сочинений Сен-Санса и, по мнению педагогов, это лучшее произведение для знакомства с инструментами симфонического оркестра. «Аквариум» и «Черепахи», «Слон» и «Кенгуру», «Королевский марш Льва» и даже номер под названием «Пианисты» – великолепные, яркие, легко узнаваемые музыкальные портреты доставляют удовольствие как детям, так и взрослым уже более 130 лет. В концерте 17 апреля участвует заслуженный артист России чтец Владимир МИЛЛЕР. А сама фантазия прозвучит в оркестровке Юрия ЛЕБДЕВА.

Детский концерт начнется в 13.00, а по традиции в 16.00 слушателей ждет очередной «Музыкальный час». Откроет концерт «Итальянская увертюра» Франца Шуберта, созданная «на спор». Композитор заявил, что с легкостью может писать увертюры в стиле Дж. Россини, любимца венской публики в те годы, и с блеском справился с этой задачей: за два дня написал не одну, а две увертюры «в итальянском стиле». Обе «итальянские увертюры» принадлежат к самым блестящим и изысканным произведениям композитора и вполне выдерживают соперничество с прототипом.

Далее прозвучат певучие и благородные виолончельные пьесы выдающегося представителя Новой русской музыкальной школы Александра Глазунова, которые были созданы в конце 1880-х годов и прочно вошли в концертный репертуар. Их сыграет лауреат международных конкурсов, концертмейстер группы виолончелей СПб ГАСО солистка Юлия МОЛЧАНОВА (на фото).

Феерическая оркестровая фантазия «Ночь на Лысой горе» Модеста Мусоргского – произведение с непростой судьбой продолжит программу. Композитор настолько опередил свое время как музыкант и мыслитель, что его музыка не могла быть по достоинству оценена современниками. Даже самые талантливые из них не могли побороть искушения что-то «исправить» или «улучшить» в его произведениях, которые казались им уж слишком смелыми и новаторскими… Не избежала этой участи и «Ночь на Лысой горе». Милий Балакирев, глава «Могучей кучки», отказался ее исполнять и потребовал переделки. Модест Мусоргский настаивал на том, что форма и характер его фантазии «подлинно российские и самобытные» и сочинена она «без притворства и подражания», с искренностью, которая была для композитора одной из высших ценностей в искусстве, и тоже отказался. В результате сейчас мы знаем эту фантазию в версии Николая Римского-Корсакова, созданной уже после смерти Мусоргского. Римский-Корсаков выбрал лучшие, по его мнению, фрагменты музыки и составил из них партитуру. Ну а завершит программу блестящий Марш из оперы Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», созданной в период увлечения авангардным театром.

Дирижирует концертами лауреат международного конкурса, преподаватель Санкт-Петербургской консерватории, дирижер Симфонического оркестра Карельской филармонии и Самарского академического театра оперы и балета – маэстро Алексей НЬЯГА.

Поделиться в социальных сетях: Рейтинг@Mail.ru