ИМЯ В КОЛЕСЕ ИСТОРИИ
В Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме открыта выставка «Имена друзей как вехи», подготовленная в соавторстве с московской Галеев-галереей. Выставка посвящена Всеволоду Петрову и ленинградской культуре 1930-х – 1970-х годов
По 21 сентября в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме открыта выставка «Имена друзей как вехи», подготовленная в соавторстве с московской Галеев-галереей. Выставка посвящена Всеволоду Петрову и ленинградской культуре 1930-х – 1970-х годов.
В экспозиции – живопись, графика, фотографии, документы, редкие книги из частных собраний и коллекции музея.
Имя Всеволода Петрова парадоксальным образом оказалось полузабыто. А ведь этот образованный, энергичный человек, обладавший исключительным умением выбирать друзей, красавец с аристократической статью, любимец прекрасных женщин, сделал для ленинградской и в целом русской культуры очень и очень много.
По стенам развешены и лежат в витринах живописные работы, графические наброски, портреты, автографы, мелкий бегущий почерк стихов, посвященных Петрову, и писем к нему, дневники и редкие снимки… Все тщательно и с любовью подобранное собрание показывает Всеволода Николаевича в окружении сначала семьи и родных, потом среди художников, поэтов, философов, писателей, с которыми он дружил, о ком писал как историк искусства, чьи имена стали олицетворением петербургской и ленинградской культуры.
Экспозиция построена по принципу «кругов» – семейных, дружеских и профессиональных, важных для Всеволода Петрова в разные годы. Круг поэта Михаила Кузмина, у которого Петров бывал почти ежедневно с 1933-го по 1936 год, представлен графикой самого Кузмина, Юрия Юркуна и Ольги Гильдебрандт, портретами поэта разных лет и редкими архивными материалами. Круг еще одного близкого друга Петрова – Даниила Хармса – рукописями, фотографиями, уникальной афишей театрализованного представления обэриутов «Три левых часа», трубкой, принадлежавшей поэту.
Одно из центральных мест на выставке отведено Русскому музею и Фонтанному дому. Всеволод Николаевич был сотрудником Русского музея начиная с 1932 года и там познакомился с Николаем Пуниным. Пунин ввел молодого человека в свой дом, познакомил с Анной Ахматовой и Львом Гумилевым.
Круг художников, с которыми Петров дружил, о которых писал, представлен блистательными работами Николая Тырсы, Владимира Лебедева, Татьяны Глебовой, Анны Лепорской, Алисы Порет, Владимира Стерлигова, Герты Неменовой, Алексея Успенского, Валентина Курдова и многих других художников. Всеволод Петров и сам был не только историком искусства и критиком, но и автором стихов и прозы, которые до сих пор мало известны широкому читателю, вот еще почему экспозиция чрезвычайно познавательная и интересная.
Эта выставка, как и та, что сделал Ильдар Галеев в своей московской галерее в 2018 году, – дань памяти и признательности «одному из последних представителей старой петербургской интеллигенции», как говорили о нем современники.