ИТАЛЬЯНСКИЙ И РУССКИЙ ФУТУРИЗМ: БРАТЬЯ НАВЕК?
В Михайловском замке Русского музея открыта выставка «Итальянский футуризм из коллекции Маттиоли. Русский кубофутуризм из Русского музея и частных коллекций Москвы»
С 15 июля по 4 октября в Михайловском замке Русского музея открыта выставка с длинным названием: «Итальянский футуризм из коллекции Маттиоли. Русский кубофутуризм из Русского музея и частных коллекций Москвы».
В 1909 году в Италии был опубликован знаменитый «Манифест футуризма» Филиппо Маринетти, идеи которого нашли отклик в разных странах мира, в том числе весьма горячий – в России.
Наверное, ни одно из художественных течений не вызвало такого напряженного общественного резонанса, как футуризм. Причем не только в живописи, но и в поэзии, и в театре. Эпоха технического прогресса во многом сблизила русских и европейских футуристов, но традиции и менталитет придавали каждому свои особенности. Маринетти, побывавший в России в январе 1914 года, эти особенности подметил: «Это страна футуризма – сказал он о России. – Здесь нет ужасного гнета прошлого, под которым задыхаются страны Европы. Россия молода, полна сил, и я твердо верю, что она внесет очень многое в культуру будущего». Именно в Санкт-Петербурге было напечатано первое российское издание
манифеста Маринетти («Футуризм», 1914). Близость и различия сможет заметить и зритель в Михайловском замке, где важнейшие произведения итальянского футуризма показаны в диалоге с известными работами мастеров русского искусства.
Российский футуризм представлен в Николаевских покоях – здесь и широко известные, и незнакомые публике произведения живописи и графики из собрания Русского музея и частных коллекций. В экспозиции – работы Натальи Гончаровой, Давида Бурлюка, Казимира Малевича, Аристарха Лентулова, Любови Поповой, Ольги Розановой, Александры Экстер и других представителей русского авангарда, имена всё очень знаменитые.
Итальянский раздел – это шедевры футуризма из признанного во всем мире собрания Джанни Маттиоли. 26 произведений признаны национальным достоянием Италии в 1972 году. С тех пор они не покидали Италию и показывались только там, в Венеции, в музее Пегги Гуггенхайм, так что за пределами родины они впервые. Здесь расположились работы знаковые – известных мастеров Амедео Модильяни, Джакомо Балла, Умберто Боччони, Карло Карра, Джорджо Моранди, Оттоне Розаи, Луиджи Руссоло, Джино Северини, Марио Сирони, Арденго Соффичи.
Футуризм – явление интернациональное. И в этом убеждаешься на выставке, объединившей работы итальянских и русских художников.