ИЗ ГОДА В ГОД ПЕРЕХОДЯ
С 15 октября по 24 ноября выставка «Коллекция Николая и Георгия Ботка. Два поколения собирателей» открыта в Музее искусства Санкт-Петербурга XX – XXI веков
С 15 октября по 24 ноября выставка «Коллекция Николая и Георгия Ботка. Два поколения собирателей» открыта в Музее искусства Санкт-Петербурга XX – XXI веков.
Коллекция отца и сына Ботка хорошо известна в профессиональных музейных кругах. Однако в открытом публичном пространстве коллекция предстает впервые.
Собрание Ботка располагает предметами искусства разных видов и жанров. В экспозиции войдут чуть более 180 произведений живописи, графики, скульптуры российских авторов.
Первые четыре десятилетия ХХ века отражены в коллекции достаточно скромно, но отмечены важными примерами работ таких художников, как Георгий Рублев (1902– 1975), Константин Кузнецов (1863–1936), Лидия Тимошенко (1903–1976), Александр Русаков (1898–1952), Вера Зенькович (1906–1985).
Традиционный классический реализм послевоенного периода нашел достойное место в коллекции. Пейзажи Николая Ромадина (1903–1987), Валентина Сидорова (1928–2021), Вячеслава Загонека (1919–1994), покоряющие эпически-ясным изображением русской природы. В этом же хронологическом ряду следует рассматривать и Юрия Пенушкина (1935– 2021), великолепного мастера советской жанровой живописи.
Особый акцент в экспозиции сделан на периоде 1960–1980-х годов советского искусства, на работах шестидесятников, художниках так называемого «сурового стиля». Со многими из них Николаю Ботка посчастливилось в свое время познакомиться, что сыграло большую роль в коллекционировании работ этого направления. Павел Никонов (род. 1930), Петр Оссовский (1925–2015), Николай Андронов (1929–1998), Андрей Васнецов (1924– 2009) раскроются зрителю через ряд уникальных, музейного уровня произведений. К живописная культуре той эпохи Николай Ботка испытывает особый пиетет.
Поколение семидесятников – московские художники Татьяна Назаренко (род. 1944), Ольга Булгакова (род. 1951), Александр Ситников (род. 1945), Лариса Наумова (род. 1945), Наталья Нестерова (1944–2022) и их коллеги по Петербургу – Виктор Тетерин (1922– 1991), Завен Аршакуни (1932–2012) и другие, также составляют главную художественную линию коллекции.
Графическая часть собрания представлена «точечными» приобретениями важных произведений российских мастеров первых десятилетий ХХ века, это Александр Бенуа (1870–1960), Сергей Судейкин (188–1946), Эрте (Роман Тыртов) (1892–1990), а также выдающиеся художники советского периода – Николай Тырса (1887– 1942), Александр Тышлер (1898–1980) и многих авторов нонконформисткого звена – Бориса Свешникова (1927–1998), Владимира Немухина (1925–2016), Юрия Злотникова (1930–2016), Оскара Рабина (1928–2018) и других.
Достаточно много и скульптурных работ. Следует упомянуть известных мастеров петербургской школы – Вадима Трояновского (род. 1937), Гелю Писареву (1933– 2024), Олега Жогина (род. 1947) и других. Искусство знаковых для петербургской пластической культуры мастеров, таких как Пелагея Шурига (1900–1980), Левон Лазарев (1928– 2004), в коллекции Ботка раскрываются целым рядом превосходных по пластической выразительности и творческой силе произведений.
Адрес: наб. канала Грибоедова, 103.