КАК ВСЕ БЫЛО И КАК ВСЕ СТАЛО

13 октября в Михайловском замке открылась выставка «Петербург Михаила Махаева. Графика и живопись второй половины XVIII века».

Михайловский замок
Садовая ул., 2 (на карте)
c 13.10 по 16.01
КАК ВСЕ БЫЛО И КАК ВСЕ СТАЛО

13 октября в Михайловском замке открылась выставка «Петербург Михаила Махаева. Графика и живопись второй половины XVIII века». На экспозиции представлено более 100 экспонатов из собрания Русского музея. Это 13 оригинальных рисунков самого Махаева, а также живопись и гравюры русских и европейских мастеров, исполненные по его рисункам. У зрителей появилась уникальная возможность увидеть почти никогда не экспонируемые медные доски, с которых печатали гравюры с видами Петербурга в середине XVIII века.

Парадный облик Петербурга середины XVIII века многим известен именно по зарисовкам Михаила Ивановича Махаева (1717 – 1770) – крупнейшего мастера видового рисунка, который стоял у истоков жанра городского пейзажа в отечественном искусстве. Исполненные им с натуры виды Северной столицы легли в основу большеформатных гравюр, над которыми трудились лучшие мастера своего времени. Создание серий гравюр с видами Петербурга являлось важным политическим государственным проектом. В них был воплощён идеальный образ центра империи – совершенного города, основанного на землях, завоёванных в первой четверти XVIII столетия Петром I, и отстроенном во всём великолепии Елизаветой Петровной.

«С лёгкой руки Петра I начиналось строительство нашего города, а с лёгкой руки Михаила Махаева, которому посвящена наша выставка, этот город и его архитектура середины XVIII века стали известны жителям России и зарубежных государств. Несмотря на то, что вы, так или иначе, видели гравюры Махаева, – они воспроизводятся довольно часто – вы сможете посмотреть в целом на творчество этого художника и тех, кто, пользуясь его рисунками и гравюрами, создавал свои живописные и гравированные интерпретации Петербурга. Нам кажется, что вы с интересом будете рассматривать эти гравюры и рисунки, вспоминать, что сейчас находится на запечатлённых на них местах. Сопоставлять, как всё было и как всё стало. Вы полюбуетесь Санкт-Петербургом без машин, без лишних деталей и посмотрите на этот город совершенно другими глазами», – отметила заместитель генерального директора Государственного Русского музея по научной работе Евгения Петрова.

Русский музей обладает самой полной коллекцией видовых рисунков Махаева. Несмотря на очень высокий художественный уровень этих графических листов, их, вероятно, рассматривали как подсобный материал и не очень берегли. Именно гравюра, как более долговечный и доступный для широкой публики материал, сохранила для нас наследие Махаева. Его глазами видели столицу жители отдалённых уголков России и граждане других государств. Образ Петербурга, созданный Михаилом Махаевым, с завидным постоянством тиражировался в живописи, прикладном искусстве и европейской гравюре на протяжении второй половины XVIII начала XIX веков.

Выставка продолжит работу до 16 января 2923 года.

Поделиться в социальных сетях: Рейтинг@Mail.ru