ЛЕГЕНДА МАРИИНСКОГО ТЕАТРА
К 180-летию со дня рождения Эдуарда Направника
Шереметевский дворец – Музей музыки представил выставку «Властелин оркестра», посвященную Эдуарду Направнику – легендарному руководителю оркестра и хора Мариинского театра, дирижеру и композитору. Выставка открыта в год 180-летия со дня рождения и 150-летия с начала службы Эдуарда Направника на посту главного дирижера Мариинского театра.
Удивительна история о том, как молодой человек двадцати двух лет, начинающий дирижер и никому не известный студент-органист из Праги, приехав в Петербург, стал одним из крупнейших музыкальных деятелей России второй половины XIX – начала XX века, получил не только российское подданство, но и потомственное дворянство Российской империи.
Князь Николай Борисович Юсупов пригласил его стать капельмейстером домашнего оркестра во дворце на Мойке. Вскоре счастливый случай привел Направника в Мариинский театр. Однажды, когда он пришел на представление «Руслана и Людмилы» Глинки, ему предложили заменить отсутствовавшего пианиста. Направник безупречно сыграл свою партию с листа и благодаря успешному дебюту был приглашен на службу.
Он преданно служил оркестру Мариинки с 1863 года до конца своей жизни, превратив главный музыкальный театр России в блистательный и прославленный по всему миру.
В 1869 году Эдуард Направник стал главным дирижером Мариинского театра. Он был строгим и требовательным, но при этом бережным и чутким по отношению к исполнителям, в оркестре слышал малейшую фальшь и добивался безукоризненной верности темпов и оттенков. Много и настойчиво он занимался Русской оперой, добился увеличения финансирования труппы, увеличения штатов оркестра и хора, возродил оперный комитет при Дирекции императорских театров, и Русская опера составила славу Мариинскому театру на многие поколения.
Последний директор Императорских театров Владимир Теляковский вспоминал: «Таких людей, каким был Эдуард Францевич Направник, в театре мало. Он был чист, как стеклышко, и в нем и тени не было зависти, рекламы, хвастовства и желания пользоваться своим исключительным положением для каких бы то ни было личных целей. С ним можно было говорить и спорить. Он был и настоящий мастер, и настоящий человек».
На выставке представлены материалы спектаклей, эскизы, рисунки с натуры, афиши и программы, скульптурные портреты и фотографии артистов, с которыми работал Эдуард Направник, мемориальные вещи, карикатуры. Специально созданные видеосюжеты раскрывают особенности работы маэстро над музыкой его современников и композиторов прошлого.
Выставка продолжит работу по 5 марта.