ЛЕТАЮЩАЯ ТАРЕЛКА В МОДНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
В Дни Эрмитажа в Главном штабе открылась выставка «Красота и стиль. История модной фотографии из собрания фонда Still Art»
В Дни Эрмитажа в Главном штабе открылась выставка «Красота и стиль. История модной фотографии из собрания фонда Still Art». Выставка будет работать по 13 марта 2022 года.
Два десятка значительных имен и 83 фотографии – насыщенная концентрация красоты, стиля, моды, достоинства, представления о гуманистическом в современной реальности. В экспозиции – работы, вошедшие в число современной классики фотографии: Эрвина Блюменфельда, Хорста П. Хорста, Ричарда Аведона, Ирвина Пенна, Хельмута Ньютона, Ги Бурдена и других.
Куратор выставки Дмитрий Озерков рассказал, что ее идея – именно сейчас, в сложной ситуации, когда человек начинает (продолжает) теряться, пугаться и мучиться, показать нечто очень красивое, с чем человечество уйдет из XX и XXI веков, что останется нашим багажом. Дмитрий Юрьевич нашел наглядную аналогию, чтобы объяснить замысел и расположение экспозиции. Он напомнил, что в 1972 году НАСА запустило космический корабль, в кабине которого поместили позолоченную пластинку с изображением женщины и мужчины – как код человечества, который когда-нибудь окажется в просторах Вселенной. А еще куратор упомянул Солярис, придуманную Станиславом Лемом космическую станцию, где человеческий разум парит над космическим океаном, из которого появляются неожиданные образы. На этих двух ассоциациях построена выставка – ее конструкция напоминает межпланетный летательный аппарат, она круглая, собрана из специального пластика. Белые полукружья ведут зрителя, будто по коридорам Соляриса, и за поворотами появляются новые и новые образы. Оригинальное освещение позволяет не выделять ярко каждую работу, а рассеиваться вокруг. В итоге зритель попадает в волшебное пространство: оказывается внутри перекрестий и хронологических перекличек, в окружении работ, разнообразно сочетающихся по геометрии изображений, по цвету, по эмоциональности, по смысловой подоплеке. На фотографиях – суперизвестные и многократно виденные персонажи, которые оживают в новом свете. Фото Натальи Водяновой на двух стенах напротив друг друга, Карл Лагерфельд смотрит на себя же самого. Есть группы работ разных фотографов, которые соединяются между собой общим штрихами и формами, социальными историями, по странам, по хронологии. Умные переклички внутри превращают выставку в некую матричную систему красоты и стиля.
Важный момент: все эти отпечатки имеют свою историю, они вписаны официально во все каталоги, у них есть тираж и номер по тиражу, это официальные отпечатки, а не просто принты неизвестного происхождения. Отдельно обращает на себя внимание в начале экспозиции работа Жерара Рансинана «Танец» – фотообраз «Танца» Матисса, которым мы привыкли любоваться в Главном штабе, расположенного буквально в 40 метрах от выставки. И стену для этой работы покрасили точно в такой цвет, как стены в зале Матисса. Эта фотография стала ключом к выставке: в ней звучит тема Эрмитажа и Матисса, тема приветствия и тема вращения, вечного круга, этот круг перекликается с круглой формой всей экспозиции. А еще это самая «молодая» работа на выставке – она сделана в 2009 году, а представленный отпечаток датируется 2016 годом.
Куратор акцентировал внимание на той части экспозиции, где расположена работа Гьона Мили «Обнаженная, спускающаяся по лестнице», отсылающая к Марселю Дюшану и подхваченная провокационным диптихом Хельмута Ньютона «Они идут». Рядом – исполненная иронии фотография Эллиота Эрвитта «Музей Прадо». Снимок сделан в зале с картинами «Одетая маха» и «Обнаженная маха» Франсиско Гойи. На первую смотрит одна дама, на вторую – семеро мужчин. Снимок сделан в 1995 году, именно в тот год «Махи» были показаны в Эрмитаже. Почти напротив, в отдельной нише – редкая масштабная работа Хельмута Ньютона. Вообще каждая работа выставки вписана в свой отсек, как бы для хранения выдающихся тем и образов прошлого. Здесь, конечно же, читаются идеи прародителя модной фотографии Сесила Битона, выдающиеся работы которого были представлены в этом же зале год назад.
Конечно, это сложная выставка невероятных шедевров. Однако каждый посетитель может сделать свой портрет и почувствовать себя вписанным в пространство красоты и стиля. Выставка, как говорит куратор, одновременно и «летающая тарелка», и подиум, приглашающий зрителя взойти на него.