ЛИЦА ПРЕВРАЩАЮТСЯ…

c 29.01 по 10.03
ЛИЦА ПРЕВРАЩАЮТСЯ…

Русский музей приглашает посетить Мраморный дворец, где открывается выставка

«ЛИКИ / ЛИЦА / МОРДЫ». Она будет работать с 29 января по 10 марта.

Это проект московского Музея AZ . Он приурочен к 90-летию со дня рождения известного московского художника Анатолия Зверева (1931–1986), чьими инициалами и назван музей. Выставка посвящена феномену непарадного портрета в отечественном искусстве ХХ и ХХI веков.
Зрителю представят более 90 работ. Среди этих художников – и шестидесятники, и современные авторы, нонконформисты, представители новой волны русского авангарда: сам Анатолий Зверев, Михаил Шемякин, Иван Лубенников, Дмитрий Плавинский, Владимир Немухин, Эдуард Штейнберг, Владимир Янкилевский, Олег Целков, Лев Кропивницкий, Борис Свешников, Леонид Ротарь, Гриша Брускин, Эдуард Зеленин и другие. Ушедшие от нас и ныне здравствующие.

В экспозиции также есть фотографии художников, запечатленных Анатолием Брусиловским и Игорем Пальминым.

«Выставка «Лики / Лица / Морды» – хорошее начало для знакомства петербургских зрителей с Музеем АZ, – считает заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский: – «Лицо» в искусстве шестидесятников и семидесятников предстает и в традиционном «портретном» плане, с акцентом на психологизме, эмоциональном состоянии, и в торжестве гротеска.

Смысловым стержнем выставки стал «ряд волшебных изменений милого лица». Эти известные строки Афанасия Фета принадлежат жанру интимной лирики. Однако материал экспозиции, наоборот, драматизирует тему портрета.


Куратор выставки Полина Лобачевская объясняет: «Варвары предпочитали изображать Морды – и веселей, и чтобы силы враждебные отпугнуть. Христиане взялись за Лики – ведь главным предметом изображения стали сцены из Ветхого и Нового Заветов. В эпоху Возрождения художники достигли вершин мастерства, которое все более и более утверждало величайшее достижение христианской культуры – несомненную ценность человеческой личности, созданной по образу и подобию Господа Бога. И постепенно в изображениях ликов святых стали проступать черты современников и соседей творцов. Главным для великих художников был свет, и свет этот был божественным и превращал Лица в Лики. Но грянул век двадцатый. И столкнулись в нем и Лики, и Лица, и Морды. В литературе и в живописи, да и в нашей повседневной жизни мы с волнением наблюдали, как лица превращались в морды, «но все же, все же, все же» иногда – в лики. Лики, Лица и Морды посмотрят в глаза друг другу и зрителям в веке двадцать первом».

Анатолий Зверев – один из наиболее ярких персонажей послевоенной московской художественной сцены. Несмотря на ранний уход, он оставил впечатляющее творческое наследие, около 30 тысяч произведений, а его работы находятся в собраниях многих крупных коллекционеров неофициального советского искусства, музеях по всему миру – от Третьяковской галереи до нью-йоркского МоМА.

Поделиться в социальных сетях: Рейтинг@Mail.ru