ЛИКИ УШЕДШИХ ВЕКОВ

В НИКОЛАЕВСКОМ ЗАЛЕ ЗИМНЕГО ДВОРЦА ОТКРЫТА ВЫСТАВКА «ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. ШЕДЕВРЫ ИЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГАЛЕРЕИ УМБРИИ»

Эрмитаж
Дворцовая площадь, 2 (на карте)
c 19.05 по 22.08
ЛИКИ УШЕДШИХ ВЕКОВ

С 19 МАЯ ПО 22 АВГУСТА В НИКОЛАЕВСКОМ ЗАЛЕ ЗИМНЕГО ДВОРЦА ОТКРЫТА ВЫСТАВКА «ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. ШЕДЕВРЫ ИЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГАЛЕРЕИ УМБРИИ».

Представлено итальянское искусство XIII – начала XV века – это период, именуемый Проторенессансом, который предвосхитил новую эпоху во всех сферах художественного творчества. В экспозиции около 40 потрясающей красоты произведений живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, которые иллюстрируют развитие художественных школ Центральной Италии. Это уникальные алтари и предметы светского искусства, они еще никогда в таком значительном составе не покидали стен музея и не выезжали далеко за пределы Перуджи. Умбрия прежде всего ассоциируется с творчеством Перуджино и молодого Рафаэля. Однако своеобразие искусства этой области Италии оформилось гораздо раньше, в XIII веке, и представляло собой одну из самых сильных локальных школ, сложившуюся вокруг культа Св. Франциска Ассизского. Базилика св. Франциска в городе Ассизи – центральный памятник Средней Италии, одна из шести главных базилик католического мира. Монументальные фрески в базилике были созданы самыми известными живописцами эпохи: Чимабуэ, Дуччо ди Буонинсенья, Джотто ди Бондоне совместно с артелью местных художников, чьи подлинные имена неизвестны. Таким был Мастер святого Франциска, исполнявший фрески Нижней церкви базилики Сан-Франческо. На выставке представлено два произведения этого мастера – двусторонний крест с изображением распятого Христа и фрагменты доссале со сценами Страстей Христовых и святыми, происходящего из церкви Сан-Франческо в Перудже.

Ранние алтари – редчайшие памятники Средневековья – «Мадонна с Младенцем и сценами Страстей Христовых» Мастера из Фарнето. Одной из центральных фигур этого времени был мастер Арнольфо ди Камбио (Арнольфо ди Лапо; около 1245 – до 1310), автор фигур для Фонтана Жаждущих. На выставке представлен фрагмент, мраморная женская фигура, тянущаяся к источнику. В живописи Перуджи были популярны иконы для личного благочестия, которые размещали в небольших капеллах или часовнях. Утонченной красотой проникнут образ «Мадонны с младенцем» (ок. 1320-1330), написанный неизвестным мастером. На золотом фоне Мадонна, укутанная в золотистый охристый мафорий, тонированный золотыми бликами на складках. Она держит на руках Младенца, который откинулся к ней лицом и нежно касается ее подбородка. Этот иконографический тип получил название «Мадонна с живым младенцем», он пришел из Византии. Мастеру из Перуджи Монтелабате, что работал в Перудже в первой половине XIV века, приписывают два двусторонних образа покровителей города: Св. Павла, Св. Лаврентия; Св. Петра и Св. Эрколана. Фигуры святых представлены на золотом фоне, каждый со своим атрибутом. Поизведение датируется примерно 1326 годом.

На выставке представлен фрагмент фресковой росписи, происходящий из прихода Сан-Бенедетто-деи-Кондотти (сейчас Санта Мария Новелла) работы братьев Лоренцо и Якопо Салимбени (1347 – 1420) «Распятие Христа» (1416-1420).

Сиена, расположенная в относительной близости от Перуджи, была одним из важнейших средневековых художественных центров. Первый живописец, прославивший город, Дуччо ди Буонинсенья (около 1255 – 1319), в небольших иконах создал новый образ Мадонны, сменивший византийскую суровость на проникновенную задушевность. Современником Дуччо был Вигорозо Раниери, автор полиптиха Св. Юлианы (1292 год). Он был известен прежде всего как миниатюрист. «Мадонна с младенцем и святыми» – единственная подписная и датированная работа Вигорозо. По сторонам от Мадонны с младенцем изображены Мария Магдалина, Иоанн Креститель, Иоанн Богослов и Св. Юлиана. В пинаклях – благословляющий Христос и четыре ангела. Алтарь уникален не только тем, что имеет подпись мастера, – это цельный комплекс, сохранивший оригинальную структуру. Другой сиенец, Таддео ди Бартоло (упомин. 1386-1422), – один из наиболее значительных художников рубежа XIV – XV веков. К числу созданных им алтарных образов принадлежит Пятидесятница (Pentecoste) (ок. 1403 г.). Таддео ди Бартоло работал в Перудже над алтарем собора Сан-Франческо, его земляк Мео ди Гуидо да Сиена (работал 1310-1333) создал большую мастерскую в Перудже, хранившую традиции Дуччо. Его «Мадонна с Младенцем» (ок. 1325-1330) – пример стиля поздней готики в Умбрии. Картина сохранила свое первоначальное оригинальное обрамление, украшенное химерами и фантастическими животными.

На протяжении почти 100 лет серьезное влияние на искусство Италии оказывала культура Франции.. Джентиле да Фабриано (ок. 1370-1427) – один из самых «сладостных» живописцев этого времени. Его поэтичное искусство исполнено неотразимого очарования. Прирожденный колорист с отменным вкусом, Джентиле умело сочетал теплую цветовую гамму с изысканным благородным серым тоном. «Мадонна с Младенцем» или Магнификат (восхваление Мадонны)» Джентиле да Фабриано – шедевр в собрании Национальной галереи Умбрии. Мадонна представлена на троне, спинка которого сплетена из растений, а сам трон стоит на лужайке, усеянной цветами, в окружении крохотных ангелов, прославляющих Марию пением. Джентиле словно сконцентрировал здесь элементы процветшей готики – завершение трона, стрельчатые арки и квадрифолии в основании напоминают декор венецианского Дворца Дожей. Влияние Венеции заметно в извилистых причудливых линиях платья, плотной, обильной и тяжело ниспадающей драпировке, вкусе к природным деталям и элементам.

Выставка из Умбрии – не просто собрание прекрасных старинных работ. Она требует глубокого осмысления. Чтобы понять сюжеты, проникнутые религиозным содержанием, надо хотя бы немного знать Ветхий и Новый Завет, быть знакомым с агиографической литературой, сочинениями отцов церкви, мистиков, теологов и т.п. Тем более что за прошедшие 700 лет многие произведения утратили свой оригинальный вид: алтари разрознены по разным коллекциям, некоторые доски спилены под новый размер и являются лишь частью целого; от некогда больших комплексов сохранились лишь отдельные части, рассредоточенные по музейным и частным коллекциям. Но можно просто смотреть и любоваться, проникаясь музыкой, красками, лицами тех далеких веков.

Поделиться в социальных сетях: Рейтинг@Mail.ru