МАРК И КАЗИМИР: СНОВА ДОМА
Работы Шагала и Малевича вернулись на постоянную экспозицию в корпус Бенуа Русского музея.
Картины главных художников русского авангарда после выездной выставки «От Шагала к Малевичу», которая проходила в Мадриде, снова дома. С 22 мая на прежних местах «Прогулка» и «Зеркало» Марка Шагала, а также легендарные работы Казимира Малевича «Черный квадрат», «Черный круг», «Черный крест», «Сложное предчувствие (Торс в желтой рубашке)», «Спортсмены».
На картине «Прогулка» Марк Шагал изобразил себя с Беллой Розенфельд – женой, музой и натурщицей. Белла от счастья летит над землей, а Марк стоит на земле и держит ее за руку любимую, которая парит в небесной выси, и это подчеркивает, что сила любви побеждает силу земного притяжения и любые расстояния. Осенью 1914 года Шагал с молодой женой переехал из Витебска в Петроград, который продолжает оставаться художественной и интеллектуальной столицей России. Картина «Зеркало» – поэтическая метафора жизни, ситуации, в которой в это время оказались Белла и Марк. Крошечная фигурка спящей женщины, Александровская колонна, отраженная в зеркале, – таинственный, поэтический образ мира, в котором живет художник.
Из известных нам версий «Черного квадрата» Русскому музею принадлежит вариант, выполненный одновременно с «Черным кругом» и «Черным крестом» специально для выставки в Венеции в 1924 году. В работе над этими тремя полотнами Малевичу помогали его ученики Н.М. Суетин, А.А. Лепорская, К.И. Рождественский. Последний, в частности, вспоминал, что у них не было циркуля необходимых размеров, чтобы вычертить круг, – пришлось воспользоваться круглым столиком, перевернув его на холст ножками вверх и обвести…