МИФЫ БЕРТЕЛЯ ТОРВАЛЬДСЕНА
В Пикетном зале Зимнего дворца открыта выставка «Античный миф в творчестве Бертеля Торвальдсена. Рисунки и скульптура из коллекций Музея Торвальдсена в Копенгагене и Эрмитажа».
С 14 июля по 3 октября в Пикетном зале Зимнего дворца открыта выставка «Античный миф в творчестве Бертеля Торвальдсена. Рисунки и скульптура из коллекций Музея Торвальдсена в Копенгагене и Эрмитажа».
Скульптурные произведения из коллекции Эрмитажа и рисунки из собрания копенгагенского музея впервые предстанут перед зрителями в одном пространстве. Экспозиция приурочена к 250-летию со дня рождения выдающегося датского скульптора, одного из ведущих мастеров эпохи неоклассицизма. Современники мастера высоко ценили его искусство и считали, что он ближе всех подошел к пониманию сути античного идеала, сравнивали его с древними творцами. В большой степени под влиянием творчества Торвальдсена развивался облик европейской скульптуры XIX века. Экспозиция открывается редким в творчестве Бертеля Торвальдсена «Автопортретом» 1811 года. Тогда скульптор уже приобрел репутацию одного из ведущих мастеров своего времени. Затем, в центральной части выставки, расположена мраморная статуя «Ганимеда» ‒ прекрасного юноши-виночерпия на Олимпе, чья история неоднократно встречается в античной литературе, в частности в «Метаморфозах» Овидия. Любимым мифологическим персонажем Торвальдсена был бог любви – он неоднократно встречается в произведениях скульптора: в статуэтке «Амур, играющий на лире», рельефах «Амур у Вакха» и «Амур у Анакреонта». На рубеже XVIII – XIX веков стихи древнегреческого поэта Анакреонта (559-478 до н. э.) были очень популярны и неоднократно издавались на разных языках. Торвальдсен, вдохновленный поэтическими сочинениями, создал в 1823 году свою скульптурную композицию «Амур у Анакреонта». Согласно сюжету, ненастным вечером поэт впустил в дом и обогрел замерзшего и промокшего мальчугана – Амура, но божок посмеялся над ним и вонзил ему в грудь стрелу. Этой же сцене посвящены некоторые графические листы мастера, экспонируемые в Эрмитаже. Целая серия представленных барельефов 1828 года получила название «Власть Амура над стихиями», или «Четыре элемента», – что символизирует господство Амура над Землей, Воздухом, Водой и Огнем, и разве мы с вами станем с этим спорить…
Рисунки Торвальдсена раскрывают, как зарождался, изменялся, интерпретировался и постепенно оформлялся замысел будущего скульптурного произведения. Многие из представленных работ – это подготовительные наброски к эрмитажным рельефам и статуям, например «Амур и дельфин», «Ганимед», листы к рельефу «Амур у Анакреонта». На выставке можно увидеть многочисленные наброски к скульптурам, например фигур для фронтона собора Богоматери в Копенгагене, ироскошные полностью завершенные произведения – в частности, роскошный «Амур с бабочкой».
Графические произведения мастера, которые приехали из Копенгагена, впервые демонстрируются в Санкт-Петербурге. Эрмитажные рельефы, составляющих серию «Власть Амура над стихиями», также никогда ранее не выставлялись, а вот «Амура у Вакха» и «Амура у Анакреонта» петербуржцы видели, но аж двадцать с лишним лет назад.
Бертель Торвальдсен не бывал в Санкт-Петербурге, но его имя и произведения высоко ценили и в Академии художеств, и в великосветских гостиных. Русские художники, продолжавшие свое обучение в Италии, заручались рекомендательными письмами к нему. В Новом Эрмитаже, открытом в феврале 1852 года, один из залов новейшей скульптуры был украшен портретным медальоном с профилем Торвальдсена, размещенным рядом с Микеланджело, Антонио Кановой, Христианом Даниэлем Раухом.
По словам Михаила Пиотровского, «…образ художественного общения с Данией для Эрмитажа, конечно же, неразрывно связан с памятью особо почитаемой нами императрицы ‒ Марии Федоровны, датской принцессы Дагмар, чей прах совершил недавно обратное путешествие в Петербург, чтобы вторично упокоиться в Петропавловском соборе. Торвальдсен здесь ‒ тоже дома».
Выставку можно посетить в часы работы музея по входным билетам в Главный музейный комплекс по маршруту № 1 (вход с Иорданской лестницы) и по маршруту № 2 (вход с Церковной лестницы).