МНОГОГРАННЫЙ КРИС МАРКЕР НЕ ПРОЩАЕТСЯ
С 19 декабря по 9 января в киноцентре «Ленфильм» при поддержке Французского института проходит выставка «КРИС МАРКЕР. ДО СКОРОГО, НАДЕЮСЬ». Это первая в Петербурге выставка работ французского режиссера, 100 лет со дня рождения которого исполнилось в этом году. Экспозиция составлена из фотографий, сделанных Крисом Маркером во время его поездок в Советский Союз в период с 1957 по 1971 год. Часть из них связаны с памятными вехами культурного диалога СССР с другими странами: это VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 года (оттуда снимок советского ветерана в окружении детей, например), визит режиссеров Аньес Варда и Жака Деми. Другие напоминают антропологическое наблюдение: на фотографиях лица кинематографистов и случайных прохожих, бытовые зарисовки и памятные моменты, имевшие значение лично для Маркера. Некоторые из них никогда не публиковались и, возможно, никогда не предназначались для публикации.
Выставка охватывает все периоды творчества Маркера: как вошедшие в канон шедевры мирового кино «Взлетная полоса» и «Без солнца», так и многие другие, ранее незнакомые российскому зрителю. Покаывают 19 фильмов, среди которых работы самого Маркера и коллективные фильмы, созданные при его непосредственном участии, — «Далеко от Вьетнама» группы S.L.O.N. и четыре картины группы «Медведкин», основанной в декабре 1967 года рабочими завода «Родиоцета» при активном содействии французского режиссера.
Другая важная часть творчества этого неутомимого французского новатора – видеоинсталляции и цифровое медиаискусство, которыми Маркер занимался в последние десятилетия своей жизни. Представлена на выставке инсталляция Dialector, благодаря которой посетители смогут пообщаться с виртуальным аватаром Криса Маркера, оставленным им в виде текстовой программы. СМОТРЕТЬ информацию о выставке можно здесь: https://www.lenfilm.ru/news/2021/12/Vyistavka_KRIS_MARKER._DO_SKOROGO+NADEYUS/
Крис Маркер был не только режиссером, но и путешественником, фотографом, критиком, художником, писателем, активистом, но в историю мирового искусства он вошел в первую очередь как режиссер-новатор, который изобрел форму фильма-эссе и этим изменил кинематограф навсегда. Его влияние на сегодняшнюю культуру движущихся изображений сложно переоценить. В своих работах он исследовал фундаментальные проблемы памяти, истории и политических потрясений, выпавших на XX век.
Особое место в его кинематографе занимала Советская Россия: ее сложной истории и отдельным фигурам посвящены фильмы Маркера:, как «Письмо из Сибири», «Один день из жизни Андрея Арсеньевича» (о Тарковском), «Поезд в пути», «Гробница Александра» и не только.
Что можно посмотреть в ближайшие дни
24 декабря, 20.30. Без солнца / Sans soleil, 1982, 100 мин. 18+
Opus magnum Криса Маркера «Без солнца» – самая личная и многогранная картина режиссера, в которой мысли о парадоксах памяти и логике исторического процесса переплетаются с частными наблюдениями и размышлениями о животных, видеоиграх, субкультурах и других привычных вещах. Фильм построен как серия писем кинооператора по имени Шандор Красна, которые были отправлены «из мира образов и видимостей» неизвестной женщине, читающей их за кадром. Фильм демонстрируется на французском языке с русскими субтитрами.
25 декабря, 16.30. Пятый уровень / Level Five, 1996, 106 мин. 18+
Прощай, кино / Ouvroir the Movie, Крис Маркер, Макс Мосвитцер, 2009, 30 мин. 18+
Заключительный сеанс ретроспективы Криса Маркера посвящен его неустанному интересу к новым технологиям, которые он активно использовал в своих работах. Именно компьютер, а точнее компьютерная игра, оказывается в центре его фильма «Пятый уровень». Французская программистка Лаура получает в наследство сложный квест о битве за Окинаву – последнем противостоянии между США и Японией во время Второй мировой войны перед сбросом бомб на Хиросиму и Нагасаки. Чтобы добраться до заключительного пятого уровня, она путешествует по интернету в поисках недостающей информации и берет интервью у экспертов и свидетелей.
В конце своего жизненного пути Маркер все активнее погружался в сетевую культуру, завел свой канал на Youtube (Kosinki) и посвятил себя многопользовательской игре Second Life. Один из своих последних фильмов он создал при участии программиста Макса Мосвитцера. Даже на позднем этапе своей жизни Маркер оставался в авангарде технического и художественного процесса. Подобная чувствительность к стремительно меняющимся медиа навсегда вписала его в историю искусства как новатора, для которого техника была, в первую очередь, средством стимуляции воображения.
Фильмы демонстрируются на французском и английском языках с русскими субтитрами.
ВНИМАНИЕ! На входе в кинотеатр будет произведена проверка QR-кодов, подтверждающих вакцинацию. Просьба приходить на сеанс заранее.