МНОГОЛИКИЙ ПЕТР

Санкт-Петербургское общество «А-Я» совместно с Государственным музейно-выставочным центром РОСФОТО представляет выставку «Образы Петра I», приуроченную к празднованию 350-летия со дня рождения первого российского императора

Санкт-Петербургское общество «А–Я»
Невский пр., 60 (на карте)
c 30.11 по 30.12
МНОГОЛИКИЙ ПЕТР

Санкт-Петербургское общество «А-Я» совместно с Государственным музейно-выставочным центром РОСФОТО представляет выставку «Образы Петра I», приуроченную к празднованию 350-летия со дня рождения первого российского императора.

В экспозицию вошли работы четырнадцати современных ленинградских/петербургских фотографов и художников: Алексея Савкина, Владимира Антощенкова, Людмилы Таболиной, Дмитрия Горячева, Алексея Зеленского, Андрея Чежина, Дениса Фонтанова, Валентина Брязгина, Владимира Козина, Сергея Фалина, Александра Смирнова, Вадима Егоровского, Юрия Журавского, Виталия Смирнова. Каждый из авторов по-своему обыгрывает собственное отношение к великой исторической фигуре, определившей в числе прочих деяний и появление Санкт-Петербурга. Как для ленинградских, так и для петербургских авторов отправными точками становятся, прежде всего, памятники Петру I и исторические места, связанные с его жизнью и деятельностью. Другой важной основой их работы являются художественные литературные источники.

Фотография, изобретенная только в середине ХVIII века, не могла запечатлеть образ Петра I, но уже в 1870-х годах стала использоваться для его тиражирования. Одним из первых обратился к фоторепродуцированию живописных и графических образов императора художник Андрей Михайлович Лушев в 1870 году. Благодаря его стараниям прижизненный живописный образ Петра приобрел новое воплощение в фотографии, придав ему статус документального свидетельства, и позволил обывателям включить Петра I в галерею персонально почитаемых современников. Реинкарнация массового образа императора происходит в обществе в конце 1930-х годов, прежде всего, через кино. В выставочный ряд вошел снимок с фотопроб к фильму «Петр Первый», в котором роль Петра исполняет Николай Симонов, созданный им образ по-своему отражает дискуссию о том, как следует показывать Петра.

Самым ранним событием, определившим интерес фотографов к личности первого российского императора, стало открытие в 1782 году в Санкт-Петербурге памятника Петру I на Сенатской площади. Вероятно, уже начиная со второй половины 1840-х годов «Медный всадник» становится непременным объектом притяжения для петербургских и иностранных профессиональных фотографов, а с конца XIX века — и огромной армии фотолюбителей, которые формируют ряд видов на памятник, к началу 1900-х годов ставших классическими. Именно с «Медного всадника» начинается череда интерпретаций образа Петра I, сначала в литературе, живописи и графике, а затем и в фотографии.

В 1977–1978 годах Валентин Брязгин, пожалуй, впервые предлагает в пятнадцати черно-белых фотографиях яркий индивидуальный и эмоциональный взгляд на памятник на Сенатской площади. Соперником «Медному всаднику» в фотографических интерпретациях становится конный памятник Петру Великому, установленный Павлом I перед Михайловским замком в 1800 году.

В 1991 году к двум историческим памятникам, ставшим к этому времени знаковыми, прибавляется памятник Петру I, выполненный Михаилом Шемякиным. Скульптурная композиция, выражающая авторское понимание личности Петра, с первых дней буквально провоцирует петербургских фотографов на создание интерпретаций. Наиболее разнообразную иконографию образов императора разворачивает в ряду своих серий Андрей Чежин. Используя метафорический язык, художник создает сюжеты, отсылающие к петербургским мифологемам.

В процессе подготовки празднования 300-летия Петербурга в 2003 году формируется официальный образ Петра I, масштабно тиражируемый в праздничном оформлении. В авторской же фотографии прослеживаются тенденции к субъективизации образа Петра I с целями дальнейшей его реконструкции и авторского переосмысления.

Выставка продолжит работу до 30 декабря 2022 года.

Поделиться в социальных сетях: Рейтинг@Mail.ru