А мужчины-то -- красавцы
В Шереметевском дворце открыта выставка «Красавец мужчина. Русский модник на театре».
По 2 июля в Шереметевском дворце открыта выставка «Красавец мужчина. Русский модник на театре».
Этот выставочный проект Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства посвящен феномену мужского щегольства в России, знаменитым модникам русской литературы и театра, образам денди и щеголей на театральной сцене конца XVIII – начала XX века. На выставке вы сможете не только увидеть камзол Потемкина, трость драматурга Островского, композитора Глинки, монокли и очки, щипцы для завивки усов, но и предметы из мира театра: эскиз костюма работы Судейкина и халат, в котором выступал Шаляпин. Экспонаты расположены на выставке как бы в два слоя: первый — история настоящей вещи из жизни, реального героя и исторической личности, второй — история театрального образа: Онегин, Ленский, Чацкий. Здесь же фотографии ушедших знаменитых артистов – Олега Борисова, Андрея Толубеева – в театральных костюмах. И еще много портретов прекрасных изысканно одетых джентльменов.
Зрителя ждет много открытий: к примеру, пуговицы с видами Парижа — мода на пуговицы менялась быстро и проходила в течение буквально пары лет. Скажем, пуговицы 1788 года, которые представлены в экспозиции, в 1789-м носить уже было нельзя — случилась революция. Восхитительны вещи из гардероба красавца XVIII – XX веков. А известно ли вам, почему некоторые вещи названы именно так? Вот и узнаете: каррик — пальто, которое вошло в моду в начале XIX века, названо в честь английского артиста Гаррика; панталоны — в честь персонажа комедии дель арте Панталоне; накидка тальма -- от имени французского актера Тальма. Возможно, впервые вы услышите здесь термин «великий мужской отказ» -- это когда щеголи всей Европы в конце XVIII века стали предпочитать темную однотонную одежду пестрой и яркой. Правда, российские модники никак не могли отвыкнуть от украшений и разноцветья, поэтому у нас «отказ» произошел позже.
Запреты на луки существовали задолго до того как нам стали запрещать ходить в школу в брюках, а за клешА могли и в милицию забрать. При Александре, например, запрещены были очки: смотреть в очках на вышестоящего было оскорблением. Поэтому весь свет пользовался лорнетом, как и сам государь. Помните -- Евгений Онегин «лорнет… наводит на ложи незнакомых дам». А очки были признаком вольнодумства, появляться в них разрешил уже Николай I. А Пушкин однажды получил выговор за то, что появился на балу в черном фраке.
На этой многослойной выставке переплелись мода, политика, театр, история и современность, красота и мужественность…