НОВАЯ ЖИЗНЬ «СВЯТОЙ РУСИ»

В Русском музее после полной реставрации представлена картина Михаила Нестерова «Святая Русь»

Михайловский дворец
Инженерная ул., 4 (на карте)
c 18.10 по 04.11
НОВАЯ ЖИЗНЬ «СВЯТОЙ РУСИ»

В Садовом вестибюле Михайловского дворца после полной реставрации представлена картина Михаила Нестерова «Святая Русь». Реставраторы начали масштабную работу над картиной 21 марта и завершили ее 8 октября.

Возвращение картины Евгения Петрова, заместитель директора Русского музея по научной работе, назвала настоящим праздником реставраторов и всего музея: проделана гигантская работа, и сейчас картина зажила, задышала по-новому, прояснился ее цвет и свет.

Работали над огромным полотном три мастера, ведущие художники-реставраторы Русского музея Ольга Кленова, Наталья Романова и Марат Дашкин. На выставке демонстрируется увлекательный фильм, подробно рассказывающий об этом процессе.

Любая картина со временем стареет, но особенно быстро изменения наступают на полотнах, написанных в течение длительного времени. Михаил Нестеров работал над этой картиной шесть лет: делал перерывы, вновь возвращался, картина оказалась чрезвычайно нагружена красочными слоями. Со временем связь между слоями краски ослабла. Внешне это было практически не заметно, но опытные реставраторы, наблюдающие за состоянием картин в музее, выявляли очаги расслоений, вели профилактику. По рекомендации реставраторов картина не покидала стен музея в течение десяти лет. Наступил момент, когда полотну потребовалась полномасштабная комплексная реставрация. Из-за критического состояния красочного слоя невозможно было перенести его в реставрационную мастерскую, поэтому работы велись в помещении рядом с экспозиционным залом.

В течение шести месяцев реставрации удалось остановить хронические проблемы и стабилизировать красочный слой, укрепить его, устранить деформации холста, обеспечить его оптимальное натяжение на новом подрамнике. С поверхности живописи удалены поздние наслоения – записи, загрязнения, сгустки лака, остатки прежних реставрационных заклеек. Раскрылся авторский колорит картины и даже проявились некоторые детали, ранее почти не заметные.

«Святая Русь» считается одним из главных живописных произведений Серебряного века русской культуры, и для Нестерова она была важнейшей работой. Через все творчество художника проходила мысль о том, что русская земля выбрана Господом для спасения. Действие картины происходит на фоне северного пейзажа, В одном из писем Михаил Нестеров раскрыл свой замысел: «Среди зимнего пейзажа идут-бредут и стар, и млад со всей земли. Тут всяческие «калеки», люди, ищущие своего Бога, искатели идеала, которыми полна наша «Святая Русь». Навстречу толпе у врат монастыря выходит светлый, благой и добрый Христос с предстоящими ему святыми Николаем, Сергием и Георгием». Моделями художнику служили и близкие знакомые, и встреченные близ Мытищ дети, и монахи Соловецкого монастыря и Черниговской обители Троице-Сергиевой лавры.

«Святая Русь» была впервые показана на персональной выставке Михаила Нестерова в 1907 году и вызвала неоднозначную реакцию, хотя сам художник стремился своим творчеством внести успокоение в общество, раздираемое революционными событиями. Оценка Льва Толстого была негативной. Однако картина понравилась императору Николаю II и прямо с выставки была приобретена для музея Императорской академии художеств. В 1909 году картину отправили на выставку в Мюнхен, где она получила золотую медаль I степени. В 1921 году «Святая Русь» была передана Русскому музею. Через несколько лет в связи с усилением антирелигиозной пропаганды произведение убрали в фонды, а в конце 1980-х картину вновь поместили в постоянной экспозиции.

Выставка картины «Святая Русь» в Садовом павильоне продлится до 4 ноября, а затем произведение займет прежнее место в экспозиции музея.

Поделиться в социальных сетях: Рейтинг@Mail.ru