О ЧЕМ МОЛЧИТ ИСААКИЙ
В Корпусе Бенуа работает абсолютно уникальная выставка: «Исаакиевский собор. К истории создания».
С 22 августа по 14 января уже следующего года в Корпусе Бенуа работает абсолютно уникальная выставка: «Исаакиевский собор. К истории создания».
Казалось бы, что нового можно рассказать петербуржцу об Исаакии – любимом с детства, исхоженном десятки раз сначала с родителями, с экскурсиями, потом с приезжими гостями? Но многие ли знают о том, что собор мог быть совсем другим, если бы первоначальные планы по оформлению его интерьера воплотились…
Сегодня мы можем увидеть уникальные свидетельства истории создания собора-музея-памятника, представить, каким он был задуман. Около ста рисунков, картонов, эскизов Карла Брюлова, Федора Бруни, Петра Басина из собрания Русского музея. Выставка посвящена 200- летию Исаакиевского собора.
Карл Брюллов, талант, равновеликий мастерам Возрождения, принялся за выполнение грандиозного заказа – росписи собора с увлечением: он мог создать произведения монументальной живописи, что было его мечтой. Однако художник не ожидал, что ему придется наткнуться на непонимание и жесткое противодействие Синода. Его апостолы, живые, страдающие, сомневающиеся, с трагическими глазами, будто вошедшие на картоны земные люди – не устроили представителей церкви. Претензии к «недостаточному смирению и святости» изображенных персонажей в итоге привели к полному пересмотру заказа. Брюллов отказался выполнять замечания, в это же время он тяжело заболел, и формально это стало причиной того, что работу передали другому художнику – вполне достойному, но безусловно не такого великого таланта, увы, – Петру Басину. Что-то было завершено по эскизам Брюллова, что-то осталось вовсе невоплощенным. Картоны Карла Павловича, говорят, находили даже в кладовках рабочих… И только раз, только на этой выставке мы сможем увидеть эти грандиозные полотна: изображения апостолов Петра, Филиппа, Симона и Иакова (всего изначально было восемь портретов), его невероятных летящих ангелов на нескольких эскизах, а также завершенные Басиным картоны «Лобзание Иуды», «Се человек», считающийся их совместной работой, и еще много интересного.
В закромах Русского музея есть и 17 картонов Федора Бруни, их мы тоже увидим на выставке. И среди них тоже есть неосуществленные – «Борьба добрых духов со злыми», «Поклонение царей земных царю небесному», изображения евангелистов; гигантский потрясающий «Всемирный потоп», изумляющий какой-то абсолютно современной стилистикой.
Повторимся: выставка уникальная, огромные картоны будут демонстрироваться только раз – масштабы музея не позволяют расположить их свободно и надолго. Поэтому в январе их снимут со стен и снова уберут в запасники. Спешите увидеть и дофантазировать – каким был бы Исаакиевский собор, если бы не конфликты между главным архитектором и художниками, в которых участвовали и император Николай I, и Синод… Что-то напоминает, не так ли.