О РАДОСТИ НЕБЫВШЕЙ ГОВОРИЛ…
В Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме с 22 июня по 22 августа открыта выставка «НАТАН АЛЬТМАН. АННА АХМАТОВА. “ПОРТРЕТ ВЕДЕТ СЕБЯ СТРАННО…”».
В Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме с 22 июня по 22 августа открыта выставка «НАТАН АЛЬТМАН. АННА АХМАТОВА. “ПОРТРЕТ ВЕДЕТ СЕБЯ СТРАННО…”».
Известный портрет поэта, написанный в 1914 году, навсегда связавший имена Натана Альтмана и Анны Ахматовой, ведет себя не странно – он становится центром экспозиции и притягивает к себе все взгляды, как и положено такому именитому портрету.
А здесь – даром что выставка небольшая – есть еще много всего: представлены живопись, графика, куклы, фотографии, документы, автографы, личные вещи. Необходимо смотреть ее небыстро, внимательно, чтобы увидеть мелкие детали. Посмотреть подробно программки, афиши вечеров в «Бродячей собаке», шаржевые зарисовки и портреты Николая Гумилева, Александра Блока, Алексея Толстого и других завсегдатаев подвала, созданные Натаном Альтманом, Константином Сомовым, Леоном Бакстом. Именно в «Бродячей собаке» Анна Ахматова и Натан Альтман возобновили знакомство, состоявшееся в Париже в 1911 году. Закончив сеанс, Ахматова и Альтман выходили на крышу, смотрели сверху на Петербург. На выставке можно увидеть панораму города, снятую в 2021 году с той же точки в доме на Мытнинской набережной. Создание портрета почти детально описано в стихотворении «Эпические мотивы»:
…Под самой крышей в грязном, шумном доме,
Где он, как чиж, свистал перед мольбертом,
И жаловался весело, и грустно
О радости небывшей говорил.
Ахматова говорила, что портрет ведет себя как-то странно – он обрел самостоятельную жизнь, уже не зависящую от автора и прототипа, он стал портретом-мифом, многократно повторенным подражателями и пародиями, вызвавшим самые разные мнения. С 1920 года он хранится в Русском музее и крайне редко покидал его стены. В доме поэта он сейчас в гостях – придает выставочному пространству атмосферу Серебряного века.
В экспозиции – автопортреты Натана Альтмана разных лет, редкие фотографии и личные вещи из собрания семьи художника, его живописные и графические произведения раннего периода и редко экспонируемые работы 1960 года.
На открытии выставки присутствовала приемная правнучка художника молодой музыкант Станислава Малаховская, которая рассказала историю Альтмана-Малаховских. Из собрания этой семьи на выставке много личных вещей Альтмана, картины, книги, автографы и т.д.
Остается сказать главное: выставка создана выдающимся художником Эмилем Капелюшем, а значит, экспозиция конгениальна и поэту, и автору портрета.