ОБНОВЛЕННЫЕ ОБРАЗЫ БРОНЗИНО
В Аполлоновом зале Государственного Эрмитажа открылась выставка «Две картины Бронзино. К завершению реставрации»
24 октября в Аполлоновом зале открылась выставка «Две картины Бронзино. К завершению реставрации». Она продолжает эрмитажную традицию представления произведений искусства после исследования и реставрации. Посетители увидят картины «Состязание Аполлона с Марсием» и «Портрет Козимо I деи’ Медичи» кисти Аньоло Бронзино (1503 – 1572), – знаменитого художника и придворного портретиста Флоренции XVI столетия.
На картине «Состязание Аполлона с Марсием» представлено несколько сцен из мифа, изложенного римским поэтом Овидием, о дерзком пастухе Марсии, вызвавшем на состязание самого покровителя музыки Аполлона.
За свою многовековую историю картина подверглась множественным изменениям. В оригинале она была исполнена на деревянной доске и имела форму неправильного шестиугольника с расширением к правому краю. Такое необычное решение основывалось на особенностях конструкции крышки музыкального инструмента, для украшения которого она и создавалась. Затем форма картины была изменена на прямоугольную. Сразу после ее поступления в Императорский Эрмитаж живопись перевели с деревянной основы на холст. До реставрации, проведенной в 2016–2020 годах, авторская живопись скрывалась под толстым слоем поздних пожелтевших лаков и потемневших реставрационных записей, это искажало представление о первоначальном колорите, нарушало гармонию цветового и тонального решения. Слабо различимы были детали и чередование планов, характерные для живописи Бронзино.
В ходе реставрации эрмитажные специалисты удалили слои потемневшего лака, утратившего свои эстетические и защитные функции. Проявилась богатая холодная цветовая гамма картины. Открылись от записей и оригинальные сцены.
Аньоло Бронизно. в 1533 году стал придворным художником семьи Медичи, правителей Флоренции. Мастер вошёл в круг интеллектуалов, литераторов и художников, которых собрал вокруг себя Козимо I. Во время пребывания в Риме в 1546—1547 годах Аньоло познакомился с творчеством Микеланджело, во многом повлиявшего на него. Бронзино работал в технике фрески и создавал станковые произведения на религиозные, аллегорические и мифологические темы. Однако прославился он в первую очередь как портретист, создав новый тип парадного портрета.
В портрете Козимо I пожелтевший лак и утрата оригинальной деревянной основы после перевода авторской живописи на холст исказили восприятие оригинальной палитры Бронзино. В 2019 – 2020 годах в Эрмитаже были проведены изучение и реставрация картины. При исследовании холста в инфракрасном спектре реставраторы сделали интересные открытия. Под изображением головы проявился свободный рисунок графитом, позволяющий представить процесс создания образа художником.
Многочисленные старые утраты авторского красочного слоя были тонированы в границах повреждений, что помогает получить целостное впечатление от эрмитажного портрета кисти Аньоло Бронзино. После реставрации задуманная автором композиция предстала гораздо более убедительной. Цветовая палитра зазвучала холодными нотами, характерными для официального придворного портрета стиля маньеризма во Флоренции.
Реставрационные работы выполнены Марией Вячеславовной Шулеповой и Максимом Вадимовичем Лапшиным, художниками-реставраторами Лаборатории научной реставрации станковой живописи Отдела реставрации и консервации Государственного Эрмитажа.