ОБРАЗНАЯ АРХЕОЛОГИЯ ХУДОЖНИКА
С 26 января по 13 февраля в Arts Square Gallery будет работать выставка художника Павла Михайлова «Открытый слой».
«В своей новой серии художник сплавляет машинное и живое, ручное и репродуцированное, создает органичный визуальный микс из двух антагонистичных и трудно сводимых между собой слоев – фотографического отпечатка и живописно-абстрактного жеста», – рассказывают организаторы выставки. Переключение восприятия с одного слоя на другой затягивает, хочется повторять это узнавание снова и снова – тем интереснее рассматривать творения автора.
Павел – профессионал от полиграфической индустрии, поэтому контролирует процесс на всех этапах: от компьютерной обработки файлов к печати и до выбора специальной бумаги, синтетических холстов и красок.
Вот как сам художник описывает метод своей работы: «Полиграфическая краска почти мгновенно сохнет и при этом практически не теряет в цвете. Правда, в момент высыхания становится сильно токсичной. Поэтому работать приходится в респираторе с вытяжкой и в спортивном темпе. Длительная медитация над цветом а-ля Ротко или шаманский танец Поллока невозможны. Скорее моя работа напоминает спецоперацию, расписанную по минутам. …надеваю комбинезон, респиратор, беру валики, начатые листы и иду в покрасочный цех. Процесс не идет с абсолютно «чистого листа». Заканчиваю начатые, закладываю новые. Со временем точность попадания растет. Материал начинает чувствоваться, раскрывать нужный эффект. В принципе все по классическим законам художественного поиска, только вместо кисти, как правило, валик, шпатель, трафареты или даже упаковочный бабл…»
Даже читать это интересно, не то что смотреть результат – такой технологичный результат, где каждый лист является оригинальным, не дублируемым, крафтовым, уникальным.
Кто же «главные герои» этих произведений? Как правило, это не замечаемые, подсобные, ничтожные в своей утилитарности вещи. Украшенная тату-граффити обшивка автомобиля («Кожа»), контейнер для мусора, парящий в пустоте («Розовая квитанция»), обвязка фабричных труб на фасаде («Городской воздух»), крышка люка, пустой корпус автобуса, исчезающие газели, строительные бытовки, различные сентиментальные детали городского и индустриального гетто. В общем, то, что существует в тени, на периферии зримого, отсеивается сознанием как визуальный мусор.
Вот он, глаз художника! Выхватывает мелкое, незамеченное, изымает эти безымянные образы из потока повседневности. Такая «образная археология» настоящего делает видимым, открывает вытесненный, забытый и замыленный слой нашей реальности.