ОСЕННИЙ РАСЦВЕТ
В корпусе Бенуа открыта выставка «Осень русского Средневековья», посвященная развитию изобразительного и прикладного искусства от Смутного времени до 1700-х годов
По 13 мая в корпусе Бенуа открыта выставка «Осень русского Средневековья», посвященная развитию изобразительного и прикладного искусства от Смутного времени до 1700-х годов.
В экспозиции около 500 работ из собрания музея. Это книги, ювелирные украшения и монеты, лицевое шитье, монументальная живопись, иконы – экспонаты сакрального искусства из Москвы, Ярославля, Костромы, из художественных центров Русского Севера. Многие представлены впервые или с новой атрибуцией. Среди таких – фрагмент фрески из Калязина монастыря «Адам и Ева в раю». Некоторые иконы показываются с частичным раскрытием от записей и потемневшей покровной пленки – так посетители смогут оценить значимость кропотливого труда и искусства реставраторов.
Название выставке дала книга знаменитого голландского историка и философа Йохана Хёйзинги «Осень Средневековья». Вышедшее в свет ровно сто лет назад, в 1919 году, это исследование было посвящено изучению заключительной стадии европейской средневековой культуры XIV – XV столетий, когда в искусстве стран Западной Европы происходил постепенный поворот от Средних веков к Новому времени. В России такой поворот произошел позже – в XVII веке.
Осень русского Средневековья – это одновременно и величайший расцвет, и пышный закат средневековой культуры, завершающий историю искусства Древней Руси.
Одна из самых ярких особенностей искусства XVII века – невероятное обилие имен, до наших дней дошли их сотни. На выставке можно увидеть подписные иконы кисти Симона Ушакова, Прокопия Чирина, Никифора Савина, Тихона Филатьева, Кирилла Уланова. А также произведения лицевого шитья из мастерских Анны Ивановны Строгановой, царицы Евдокии Лукьяновны, боярыни Анны Ильиничны Морозовой. Есть и работы ювелиров: Андрея Бланкенстена, Ивана Юркина, Григория Иванова Новгородца, тихвинских серебряников Ивана Чернягина, Дмитрия Погудина, Игнатия Голубкова и других мастеров.