ПЕТЕРБУРГСКИЕ МУЗЫКАНТЫ – ДНЮ РОССИИ
ОТКЛИК НА КОНЦЕРТ
Не знаю, как давно в нашем отечестве родилась славная традиция отмечать красные дни календаря праздничными концертами, но точно знаю, что она уже существовала и в революционные, и в предвоенные-послевоенные годы, и в годы развитого социализма, и в пресловутые годы перестройки. Жива эта традиция и сегодня, в наше постперестроечное время.
Другое дело, что с площадной послереволюционной массовки праздничные программы постепенно перекочевали в крупные концертные залы, затем на радио, а позже – на ТВ.
Но если еще полвека назад в таких концертах превалировала классика – как правило, шедевры отечественного и зарубежного музыкального искусства, время от времени разбавляемые лучшими образцами музыкальной эстрады в исполнении всенародно любимых артистов, – то сегодня практически все праздничные программы отданы на откуп современному шоу-бизнесу. И независимо от праздника телетрансляции концертов из Кремлевского Дворца или других престижных залов преподносят нам один и тот же набор эстрадных звезд, поющих – обязательно под фонограмму – все тот же набор сиюминутных шлягеров.
Но, к счастью, бывают и редкие исключения. Одним из таких приятных исключений стал концерт, посвященный Дню России, состоявшийся 12 июня в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. В исполнении Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра под управлением Александра Титова прозвучали сочинения, так или иначе связанные со славной историей нашей страны и ненавязчиво объединенные патриотической идеей.
Открывшись «Праздничной увертюрой» Шостаковича, написанной в 1954 году и подарившей композитору звание народного артиста СССР, концерт продолжился «Половецкими плясками» из оперы Бородина «Князь Игорь» и Первым фортепианным концертом Прокофьева, исполненным молодым, но уже известным петербургским пианистом, выпускником Средней специальной музыкальной школы Санкт-Петербургской консерватории Ильей Папояном. Ученик Александра Сандлера сумел блистательно раскрыть бунтарский дух сочинения, созданного в 1914 году и во многом предвосхитившего и последующие исторические события, и пути дальнейшего развития музыкального искусства.
Восторженная реакция публики, заполнившей полуторатысячный зал, выразилась в громе аплодисментов и явном нежелании отпускать артистов со сцены даже на законный антракт.
Второе отделение, подарившее слушателям редкую встречу с Концертом для голоса с оркестром Глиэра, а также с прославленной Торжественной увертюрой «1812 год» Чайковского, вызвало не меньший, если не больший отклик публики. И немудрено.
Превосходно спетый недавней выпускницей нашей Консерватории Анной Викулиной (класс Ольги Кондиной) труднейший и в то же время красивейший Концерт Глиэра доставил слушателям истинное наслаждение. Трудно поверить, что это мелодичнейшее сочинение для колоратурного сопрано, выражающее саму суть женского начала и красоты, было написано и впервые исполнено в 1943 году. Публика своими аплодисментами выразила свое отношение и к чудесной музыке Глиэра, и к тончайшему исполнению молодой вокалистки.
Увертюра же Чайковского «1812 год», по замыслу устроителей завершающая этот замечательный концерт ударами большого барабана, имитирующими победные пушечные залпы, не смогла поставить ожидаемую точку. Разгоряченные слушатели настойчиво потребовали «продолжения банкета». И оркестр во главе с дирижером пошли им навстречу. «Русский танец» Чайковского, первая часть сюиты Свиридова «Время, вперед!» и Вальс Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад», с большим энтузиазмом исполненные на «бис», стали подлинной смысловой точкой этого по- настоящему праздничного концерта.
Хочется пожелать, чтобы и будущие праздничные даты сопровождались не только эстрадными, пусть и очень красочными, шоу, но и музыкой, написанной великими творцами, сумевшими отразить в своих лучших творениях подлинную суть нашей, пусть не всегда радостной, но все же дорогой нам отечественной истории.
Денис Соколовский