Оттенки красного

Выставка, которую нельзя пропустить. «КУЗЬМА СЕРГЕЕВИЧ ПЕТРОВ-ВОДКИН. К 140-летию со дня рождения».

Корпус Бенуа Русского музея
Наб. канала Грибоедова, 2 (на карте)
по 20.08
Оттенки красного

В корпусе Бенуа Русского музея по 20 августа открыта выставка, которую нельзя пропустить. «КУЗЬМА СЕРГЕЕВИЧ ПЕТРОВ-ВОДКИН. К 140-летию со дня рождения».

«Купание красного коня», «Петроградская мадонна», «Смерть комиссара»… запомнившиеся с детства, из букварей, настенных календарей и наборов открыток названия. Тем, кто уверен, что знаком с творчеством этого известнейшего художника, есть чему подивиться на масштабной выставке.

Этапы его взросления – как человека и как художника, мальчика из Хвалынска, который самозабвенно рисовал иконы, – к вдохновенным творениям Высокого итальянского и Северного Возрождения; от старательного овладения масляными красками – до получения художественного образования в Петербурге и Москве. Родной Хвалынск, любимая мама, родное тепло отчего дома никогда не покинут полотен зрелого уже мастера.

Не остался вне его внимания, конечно, и Париж, «научился кой-чему у импрессионистов», говорил Кузьма Сергеевич. Сегодня в его картинах искусствоведы обнаруживают следы и влияния многих известных живописцев и художественных школ, но при этом он абсолютно самобытен и узнаваем даже в самых неожиданных проявлениях. Например, в карандашных этюдах, которые представлены на выставке, некоторых ранних портретах и пейзажах Поволжья.

Путь Петрова-Водкина к вершинам достижений не был простым и гладким. Человек глубоко верующий и моральный, он не смог принять жестокости революционных лет, хотя сначала был очарован пришествием «нового мира». В сонм его Мадонн («Богоматерь Умиление злых сердец») и солнечных холмов весны и лета врываются расстрелы («На линии огня»), братоубийственные распри («После боя»)… Младенец Христос на руках у матери написан отвернувшимся от этого страшного мира. И эта трагическая двойственность, многослойность и глубина его душевного переживания просвечивает сквозь победный, яркий, витальный красный на его картинах. Заставляет по-новому взглянуть на творчество этого непростого художника, трагически переживавшего нелепость и несправедливость современного ему века – и все же оставшегося плотью от плоти той эпохи.

На выставке представлены более 200 произведений живописи и графики из собраний Русского музея, Третьяковской галереи, частных коллекций. Многие картины мы увидим впервые – в частности, эскизы росписей храмов, а также икону «Мадонна с ребенком Пробуждающая», написанную в ожидании рождения дочери художника Елены в 1922 году.

Поделиться в социальных сетях: Рейтинг@Mail.ru