ОТТЕПЕЛЬНЫЙ ФАРФОР

В Эрмитаже открылась выставка из цикла «Поднесение к Рождеству»

Эрмитаж
Дворцовая площадь, 2 (на карте)
c 26.12 по 04.04
ОТТЕПЕЛЬНЫЙ ФАРФОР

В Эрмитаже открылась выставка из цикла «Поднесение к Рождеству» ‒ «Декоративный минимализм. «Оттепель» в советском фарфоре». 

Более ста шестидесяти фарфоровых изделий ‒ сервизы, вазы, образцы мелкой пластики,  созданных в 1950-е – 1960-е годы, а также работы современных художников Императорского фарфорового завода, подготовленные специально к выставке, поражают воображение посетителя. 

Вот перед нами так называемый современный стиль, сформировавшийся в период «оттепели». Для него характерны стремление к простым формам, функциональности,  удобству и экономичности в производстве. Источниками нового стиля стали художественные традиции модерна и ар-деко, творческие поиски  русского авангарда, народное искусство и архаика, а также  зарубежное изобразительное и декоративно-прикладное искусство.  В искусстве фарфора «оттепель» проявилась и в новаторском художественном языке, который можно обозначить как «декоративный минимализм». В это время мастера отказались от лепных, рельефных украшений и сложных силуэтов, характерных для послевоенного декоративно-прикладного искусства, предпочитая лаконичные модернистские решения. 

Ведущими  в этом процессе были  скульпторы и художники Ленинградского фарфорового завода имени Ломоносова Анна Лепорская, Эдуард Криммер, Владимир Семенов, Владимир Городецкий, Серафима Яковлева и другие.  Представленная на выставке ваза Владимира Семенова «Кристалл» (1956), завоевавшая Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе (1958), стала своеобразным символом «современного стиля», знаком времени и перемен в декоративно-прикладном искусстве. Ее волнообразная форма вышла из  ряда  классических вазовых форм, а использование  черного цвета привело к необычному декоративному эффекту.  Формы, созданные Анной Лепорской, отличают классическая строгость и ясность, безукоризненность пропорций, которая сочетается с мягкостью и плавностью линий. Зачастую художница при создании вазовых форм обращалась к природным мотивам:  «Березка» (1962), «Рябинка» (1962), «Нарцисс» (1962).  Мягкие, обтекаемые формы нашли воплощение в работах Эдуарда Криммера ‒ сервизы «Купава» (1958), «Солнце» (1961).  Один из самых традиционных для фарфорового искусства мотивов – цветочный – тоже изменяется  в  соответствии с требованиями «современного стиля». Художники предлагают упрощенные, стилизованные изображения цветов, отказываясь от классических типов композиции и сложных  орнаментов. Один из самых ярких примеров – сервиз «Подснежник» (1960) Ларисы Григорьевой. Пейзаж стал очень популярным среди художников того времени. Зимний пейзаж – одна из ключевых тем раннего творчества Владимира Городецкого (росписи ваз «Зимний день» (1962) и «Снег» (1962)). Красивы и образны  пейзажи фарфорового сервиза «Зима» (1964) Ларисы Григорьевой. В росписи сервиза «Контраст» (1959) Нины Павловой красный декор противопоставлен белой поверхности фарфора, что перекликается с опытами супрематистов. В то же самое время художники стремились создать современные вариации на тему классического для фарфора мотива сетки (роспись вазы «Сетка» (1962) Лидии Лебединской). 

Скульптура «Голубь» (1957) работы Эдуарда Криммера  создана как символ IV Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 года в Москве.  Жанр анималистики представлен на выставке произведениями знаменитых мастеров. Это очень известная скульптура «Черная пантера» (1956) Бориса Воробьева  и  композиция «Жирафы» (1960) Павла Веселова, посвященная легендарным жирафам – это Джульетта и Мальчик, появившиеся в Ленинградском зоопарке в 1956 году и подарившие ему 12 потомков. 

В этом году Эрмитаж получил в дар замечательную композицию Юлии Жуковой «Течение». Выставка приурочена к важной дате – 100-летию со дня рождения Ларисы Григорьевой (1920–1997), яркой художницы  «современного стиля» в искусстве Ленинградского фарфорового завода.  

Выставку в зале 152 Зимнего дворца можно посетить по 4 апреля в часы работы музея по входным билетам в Главный музейный комплекс по маршруту № 2 (вход с Церковной лестницы).  

Поделиться в социальных сетях: Рейтинг@Mail.ru