ПО ВОЛНЕ ПАМЯТИ
В Шереметевском дворце открывается мультимедийный выставочный проект «Когда зеркало зеркалу снится», посвященный творчеству Аллы Сергеевны Демидовой.
В Шереметевском дворце открывается мультимедийный выставочный проект «Когда зеркало зеркалу снится», посвященный творчеству Аллы Сергеевны Демидовой.
«Демидова обладает способностью «оживить миф, озвучить нашу дикую реальность голосом трагедии», — пишет в своей книге «Алла Демидова. P. S.» Сергей Николаевич, автор идеи проекта. В наполненном музыкой выставочном пространстве зазвучит голос актрисы, приглашающий посетителя в путешествие по волнам театральной и исторической памяти.
Местом действия не случайно выбран Шереметевский дворец. Здесь жила и окончила свои дни Прасковья Жемчугова-Ковалева, крепостная актриса, ставшая графиней Шереметевой. С этим петербургским адресом навсегда связано и имя Анны Ахматовой. Их тайное присутствие, внутренняя перекличка с голосами Фонтанного дома — один из важных сюжетов проекта. Известно, что Ахматову, прожившую в Фонтанном доме почти 30 лет, очень впечатляла история Прасковьи. Она видела в ней пророческие знаки и мистические совпадения с собственной судьбой.
Дополнительное измерение в пространстве выставки получает и девиз графов Шереметевых «Deus concervat omnia» — «Бог хранит все». Искусство актера, как и человеческая жизнь, быстротечно и эфемерно: от него остается лишь память, запечатленная в осколках материального мира – вещах, фотографиях, предметах. В домашней коллекции Аллы Сергеевны есть уникальный артефакт — старинное зеркало, которое по легенде принадлежало Прасковье Жемчуговой. Зеркала в выставочном пространстве получают особое, символическое значение. Выступая как постоянные партнеры актрисы, конфиденты, хранители ее тайн, одновременно они — бесстрастные и беспощадные свидетели уходящего времени. Как писала Анна Ахматова в «Поэме без героя», «в дверь мою никто не стучится, только зеркало зеркалу снится, тишина тишину сторожит».
На выставке будут представлены костюмы Демидовой в семи избранных ролях: Гертруды («Гамлет», Театр на Таганке, 1971), Раневской («Вишневый сад», Театр на Таганке, 1975), Федры («Федра», Театр на Таганке, 1989), Медеи («Медея», Театр Attis, 1996), Гамлета («Гамлет-урок», Театр Attis, 2001), Ахматовой («Ахматова. Поэма без героя», Гоголь-центр, 2016) и Старика («Старик и море», Международный театральный фестиваль им. А. П. Чехова, 2018). А также вещи из личного собрания актрисы, фотографии, видеофрагменты спектаклей.
Для посетителей выставка начнет работу 22 декабря 2022 года и продлится по 16 апреля 2023 года.
Руководитель проекта — Александра Штаркман.
Автор идеи выставки — Сергей Николаевич.
Художник выставки — Юрий Сучков.