ПОЛЕТ БАБОЧКИ В ДВЕНАДЦАТИКОЛОННОМ ЗАЛЕ

В Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа открыта выставка «”Психея, душенька...” Литературный сюжет – от античности к русскому классицизму»

Эрмитаж
Дворцовая площадь, 2 (на карте)
c 10.02 по 28.03
ПОЛЕТ БАБОЧКИ В ДВЕНАДЦАТИКОЛОННОМ ЗАЛЕ

С 10 февраля по 28 марта в Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа открыта выставка «”Психея, душенька...” Литературный сюжет – от античности к русскому классицизму».

В классической мифологии Психея – прекрасная молодая девушка – воплощение человеческой души. Она часто изображалась в виде девушки с крыльями, летящей птицы или бабочки. Образ Психеи, пришедший из искусства Древней Греции и Древнего Рима, очень любим в художественной культуре. Представленные на выставке произведения разных эпох воплощают мифологический и литературный образ Психеи.

Более 100 экспонатов разделяются на две темы – это новелла римского писателя II века Апулея об Амуре и Психее и «Душенька», «древняя повесть в стихах» Ипполита Богдановича, созданная в конце XVIII века.

С историей развития образа в античном искусстве на выставке знакомят терракоты, резные камни, изделия из драгоценных металлов. В произведениях малых форм есть и жанровые сценки, и аллегорические изображения страданий, и символы-обереги, призванные помочь душе в ее посмертных путешествиях.

Источником вдохновения для многих творцов древности и Нового времени была и есть скульптурная группа II века, изображающая юных возлюбленных. Она хранится в Капитолийских музеях в Риме.

Выставка дает возможность полюбоваться многочисленными воспроизведениями «Капитолийской группы» – в первую очередь на резных камнях, как античных, так и относящихся к более позднему времени. Представлены на выставке мелкая пластика и предметы декоративно-прикладного искусства. Этот сюжет находил многочисленные отражения в изобразительном искусстве и литературе во все последующие эпохи.

Постепенно складывалась литературная традиция, включавшая множество приключений и злоключений героев, в том числе путешествие Психеи в царство мертвых. Впервые эта история была изложена римским писателем Апулеем в романе «Метаморфозы, или Золотой осел» (II век).

На новую высоту популярность сюжета подняли росписи Рафаэля и его учеников на лоджиях виллы Киджи в Риме (сейчас – вилла Фарнезина), исполненные в 1517–1518 годы. История античного мифа оказалась близка мастерам эпохи маньеризма, с XVI века сюжет стал одним из самых востребованных в живописи и прикладном искусстве. Символом «галантного века» явилась небольшая скульптура «Грозящий Амур», выполненная Этьеном Морисом Фальконе в 1757 году в мраморе, а впоследствии повторенная автором в бисквите.

В эпоху классицизма мастера как будто вдохнули в древнюю легенду новую жизнь: невозможно перечислить все интерпретации истории любви Амура и Психеи в произведениях художников и скульпторов XVIII – XIX веков, когда античное наследие оказывало влияние на все сферы творчества.

Одним из самых прославленных мастеров неоклассики был итальянский скульптор Антонио Канова. Он создал на эту тему две группы – «Амур и Психея» (1800 – 1803) и «Поцелуй Амура и Психеи» (1794 – 1797). Первая из них стала художественно-смысловым центром выставки, вторая представлена копией из бисквита, выполненной в России на Императорском фарфоровом заводе.

В русском искусстве этого периода образ Психеи получил воплощение в поэме Ипполита Богдановича «Душенька» (1775), в ней античная канва причудливо сплетается с современными автору реалиями и мотивами русских сказок. Цикл рисунков Федора Толстого, исполненный в 1820 – 1833 годы, обессмертил русскую Психею-Душеньку. На выставке экспонируется 16 рисунков Толстого (из 64 иллюстраций к «Душеньке»), среди них наиболее известная работа цикла – «Душенька любуется собой в зеркало».

Поделиться в социальных сетях: Рейтинг@Mail.ru