ПРОГУЛКА ПО ИСЧЕЗНУВШЕМУ ПРОШЛОМУ
С 24 апреля по 24 июня и с 4 июля по 14 сентября две сменяющие друг друга экспозиции «Иосиф Бродский. Небытие на свету» в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме

С 24 апреля по 24 июня и с 4 июля по 14 сентября две сменяющие друг друга экспозиции «Иосиф Бродский. Небытие на свету» в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме.
Земной путь Иосифа Бродского завершился почти 30 лет назад: он давно признанный классик и часть массовой культуры, герой мемов и музейных экспозиций. Таковы грани небытия Бродского как человека и форма жизни Бродского-поэта, существующего в качестве части уже нашей речи.
В его поэзии категория отсутствия важнее наличия. «Дыра в пейзаже», способном обойтись без тебя, – неизбежное последствие смерти, когда ты заплатил «долг свой давний вычитанию». Дефис, короткая черточка между датами жизни, становится знаком беспощадной арифметики, которую Бродский чувствовал, как никто. 1940–1996.
Выставка исследует «небытие на свету» (строка из стихотворения «Натюрморт») как состояние Иосифа Бродского, современное нам.
В первой части проекта (апрель-июнь) гости окажутся в Ленинграде Бродского. Восемь витрин-домов — символов адресов и событий, знаковых в судьбе поэта, разместятся на условной карте города. В окнах – предметы обстановки, личные вещи, редкие автографы, книги, фотографии и уникальные документы.
В ряду экспонатов – письма друзьям, среди них первое, присланное из эмиграции в сентябре 1972 года, телеграмма из деревни Норинская, Архангельской области, где поэт отбывал ссылку за «тунеядство», рисунки поэта на конверте пластинки с аудиозаписью «Антонио Вивальди. Шесть сонат для виолончели и клавесина», преподнесенной Бродским в подарок друзьям. Спустя 20 лет та же Всесоюзная фирма «Мелодия» выпустит пластинку со стихами Бродского в исполнении Михаила Козакова.
Ключевые сюжеты представлены на выставке не в хронологическом порядке: в витринах соседствуют материалы суда, публикации стихов, письма отца, Александра Ивановича Бродского, с требованием освободить сына. Зрители увидят рабочий стол поэта из «Полутора комнат» в доме Мурузи, ныне хранящийся в Государственном музее истории Санкт-Петербурга.
Узнаваемая топография родных для Бродского улиц сменяется во второй части выставки (июль-сентябрь) безадресным хранилищем. Мираж пропал: города нет, возвращаться некуда, да и некому. «Постепенно действительность превращается в недействительность», – утверждал Бродский, но это не противоречит тому, что «Бог сохраняет всё». Отправимся на вдумчивую прогулку под кровлей Фонтанного дома.
Адрес: Литейный пр., 53.