ПЫЛЬ ОТ КРЫЛЬЕВ БАБОЧКИ
7 июня в Полярном флигеле Шереметевского дворца открывается выставка, посвященная творчеству великого кукольника Резо Габриадзе (1936-2021). Называется она просто: «Габриадзе в Петербурге»
7 июня в Полярном флигеле Шереметевского дворца открывается выставка, посвященная творчеству великого кукольника Резо Габриадзе (1936-2021). Называется она просто: «Габриадзе в Петербурге».
У каждого свой Габриадзе. Кто-то знает его как создателя уникального Тбилисского театра марионеток (ныне Театр Резо Габриадзе), кто-то не раз фотографировался у знаменитой Башни в центре Тбилиси. Кто-то пересматривает «Не горюй!», «Мимино» и «Кин-дза-дза!» и еще 35 фильмов, сценарии к которым написал Реваз Леванович. И даже не все знают, бросая монетку бронзовому Чижику-Пыжику, что его тоже сделал Габриадзе. Сценарист, живописец, график, скульптор, драматург, режиссер, создатель огромного, теплого, смешного и трагического художественного мира – все это батоно Резо, подаривший нам своим искусством ощущение счастья. «Счастье невозможно поймать: как только вы его поймали – у вас в руках пыль от крыльев бабочки. Счастье ощутимо только в воспоминаниях», –этот волшебник.
«В моих воспоминаниях Петербург сидит очень прочно, он – «непроходящий» для меня город. Я не был здесь транзитным, меня связывает с ним очень много, есть даже знакомые камни», – так относился Габриадзе к нашему городу.
Центральный сюжет экспозиции – история великого спектакля «Песня о Волге»: в год 80-летия Сталинградской битвы «Песне» будет посвящен отдельный зал. О самом масштабном сражении ХХ века Резо сумел рассказать на небольшом столе с помощью миниатюрных кукол. Спектакль был поставлен Габриадзе в 1996 году в Театре сатиры на Васильевском (ныне Театр на Васильевском)…
Второй зал отдан городу Кутаиси, родине Габриадзе и месту его детства. «Я прожил там 17 лет, а потом пошел бродить по миру. Но даже когда сочиняю про Париж, все равно это рассказ о Кутаиси», – говорил Габриадзе. В этом зале будут представлены вещи из фондов Музея театрального и музыкального искусства, в том числе эскизы декораций и кукол из спектаклей «Осень нашей весны» и «Дочь императора Трапезунда», занавесы, которым Габриадзе придавал особое значение в своих спектаклях и сам иногда шил, а также экспонаты из частных собраний. Жемчужиной экспозиции станет полотно Пиросмани, которого Габриадзе не просто чтил, а считал последним художником, изобразившим рай. Таким раем был для Резо мир кутаисского детства.
Следующий зал перенесет посетителя в Петербург-Ленинград, в компанию местных писателей, с которыми Реваз Леванович был на дружеской ноге. В их числе… Пушкин, Достоевский, Ахматова. Никто так много не рисовал Пушкина – живого, смешного, легкого. Андрей Битов и Резо Габриадзе создали целую Пушкиниану. Будет показан документальный фильм Аси Гусевой «Пушкин. Битов. Габриадзе» и представлены его рисунки из собраний Русского музея, Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Всероссийского музея А. С. Пушкина, частных коллекций.
Последний зал посвящен истории дружбы и сотрудничества Резо Габриадзе с «Петербургским театральным журналом». Она длилась три десятилетия. Обложки, книги, «кляксы», диалоги, рассказы, скульптура Александра Володина, тоже связанного с журналом. В этом же зале окажется и Чижик-Пыжик, и его история.
Выставка будет открыта по 29 октября.
Адрес: наб. Фонтанки, 34.