САКРАЛЬНЫЕ АБСТРАКЦИИ
В Главном штабе Эрмитажа открыта выставка «Абстракционизм в Италии. Умберто Мариани»
С 13 февраля по 31 марта в Главном штабе Эрмитажа открыта выставка «Абстракционизм в Италии. Умберто Мариани».
Персональная выставка, на которую синьор Мариани приехал сам, в нашей стране представлена впервые. В экспозиции – 30 произведений, они удивляют и завораживают одновременно, потому что это - драпировки неких, казалось бы, неведомых тканей чрезвычайно красивых оттенков. Линии складок создают ритм и сложное внутреннее напряжение всего произведения.
Имя Умберто Мариани уже несколько десятилетий хорошо известно в Европе.
Его родной город – Милан, там он появился на свет в 1936 году. Его отец участвовал в антифашистском движении и прятал в их миланском доме евреев. После войны Умберто обучался сначала в Художественном лицее Брера, а затем в Академии Брера в мастерской неоклассициста Ахилле Фуни, который привил юному художнику любовь к греко-римской античности, интерес к Де Кирико и пристальное внимание к деталям в произведениях искусства.
Древние образы Греции, Рима и Византии вдохновили молодого художника. Мраморные складки греческих скульптур, глубокие смальтовые тона византийских мозаик помогли ему отточить свой особенный и легко узнаваемый стиль.
В 2017 году Мариани написал краткий манифест «Сакральность и духовность в искусстве», в котором выразил мысль, что «европейская духовность нашла свое высшее отражение в византийских мозаиках», а таким художникам, как Кандинский, Малевич и Шагал, «оставалось лишь это подтвердить». В конце манифеста возникает концепция драпировки, почерпнутая из искусства Византии, где ткань скрывает большую часть тел, представляя собой набор геометрических линий, обретающих символическое значение.
На вернисаже синьор Умберто рассказал собравшимся, как он создает свои уникальные драпировки. Практически это не ткань вовсе, а тончайшая свинцовая фольга. Художник выкладывает складки из этого гибкого материала, закрепляет их с задней стороны, и они остаются зафиксированными. Напыление делает металл похожим на ткань, то тяжелую и благородную, то легкую повседневную. Складки очень важны, они формируют, по выражению самого художника, особую геометрическую логику, ведущую к осознанию скрытой под драпировкой сущности.