ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА ТАЛАНТА
В Михайловском замке по 4 ноября открыта выставка «Талант трагической судьбы», посвященная 200-летию со дня рождения Григория Васильевича Сороки. На ней представлено более 50 картин и произведений графики
В Михайловском замке по 4 ноября открыта выставка «Талант трагической судьбы», посвященная 200-летию со дня рождения Григория Васильевича Сороки. На ней представлено более 50 картин и произведений графики.
Основой выставки послужили работы живописца из фондов Русского музея, а также единственный альбом с его графическими набросками. Помимо картин художника на выставке будут экспонироваться работы его современников из собраний Эрмитажа, Третьяковской галереи и Тверской областной картинной галереи. Наследие живописца демонстрируется в сопровождении произведений современных и близких ему авторов – Алексея Венецианова, Лавра Плахова, Федора Славянского, Александра Алексеева и Михаила Эрасси.
Григорий Сорока (1823 – 1864) – портретист, пейзажист, один из самых известных и самобытных мастеров круга Алексея Венецианова. Тихая жизнь российской провинции, светлая грусть и глубокое умиротворение – вот мотивы полотен этого талантливого крепостного художника, рано и трагически ушедшего из жизни. Черты наивности и примитива в его произведениях сочетаются со стремлением к точной передаче деталей.
Сорока родился в деревне Покровское (Тверская губерния) 15 (27) ноября 1823 в семье крепостного крестьянина. В 1841 был взят в дом хозяина, помещика Н. П. Милюкова (в имении Островки). С детства у Григория обнаружился яркий талант рисовальщика, он стал одним из учеников Венецианова, жившего неподалеку в своем имении Сафонково. Несколько лет художник жил попеременно то в Сафонково, то в Островках.
Случилось непоправимое: между Лидией, старшей дочерью Милюкова, и Григорием вспыхнула страсть. Отец насильно женил Сороку на крепостной (в этом браке у него было двое детей, а Лидия стала крестной матерью его старшего сына), Лидию Николаевну выдал за некоего полицейского ротмистра Сафонова.
После смерти Венецианова (1847), главного своего заступника перед барином Милюковым, Сорока оказался в особенно тяжелом положении, он так и не получил вольной. Его явно тяготил контраст между сложившимся уже в нем внутренним образом художника-творца и фактическим бесправием. Покинув усадьбу, в начале 1850-х годов вернулся в Покровское, где писал иконы для местных церквей (Спас Нерукотворный, Картинная галерея, Тверь; в целом же круг этих вещей четко еще не определен). Вовлеченный в крестьянские волнения после отмены крепостного права (он написал для своих односельчан письмо Александру II c жалобой на несправедливые условия выкупа земли), был подвергнут телесному наказанию, после чего повесился. Впоследствии Лидия Николаевна тоже покончила с собой.
Наследие художника невелико: бесспорными можно считать не более 20 недатированных картин, исполненных в основном в 1840-е годы. Приусадебные пейзажи, полные созерцательного спокойствия и тишины, картины, написанные в селе Спасском (Тамбовская губерния), принадлежавшем родственникам Милюкова («Рыбаки. Вид на озеро Молдино», «Вид на плотину»; обе работы в Русском музее; «Часовня в парке» – в Эрмитаже). Написал несколько интерьеров: «Гумно», «Кабинет в Островках», «Отражение в зеркале» (все – в Русском музее). Сорока оставил также ряд лирически-тонких портретов.