УВИДЕТЬ ПЕЙЗАЖ ТРЕХМЕРНЫМ
В Мраморном дворце открыта выставка «Пейзаж в скульптуре и скульптура в пейзаже»
С 29 июля по 30 сентября в Мраморном дворце открыта выставка «Пейзаж в скульптуре и скульптура в пейзаже». Представлено около 100 скульптурных и 40 живописных произведений из собрания Русского музея, частных коллекций и мастерских художников Санкт-Петербурга и Москвы.
Пейзаж на протяжении веков известен как тема живописи и графики, в скульптуре он мог появиться лишь как элемент фона в рельефах. Однако новаторский XX век вывел его из рамок двухмерного пространства бумаги и холста в трехмерность пластики, сделал самостоятельным жанром, наполненным смыслом, рождающим метафоры и ассоциации.
Выставка заняла залы третьего этажа Мраморного дворца. Здесь разместились произведения 1960-х – начала 1970-х гг., когда в стране стали появляться новаторские скульптурные работы: рельеф В. Волкова «Деревня», «Пейзаж» Н. Жилинской, где автор создает модель мира с персонажами, помещенными в природную среду. Большую часть экспозиции занимают работы современных авторов, и теперь это не только ландшафт, но и урбанистические пейзажи с их урбанистическими проблемами. Промышленное загрязнение воздуха – работа Г. Постникова «Туча над заводом», композиция К. Михалевой «Город», где руины – аллегория бренности существования. А вот и совсем иное настроение: «Спящий город» и «Отражение» В. Гориславцева – автор любуется архитектурой Петербурга. Множество отраженных в скульптурах природных явлений представили В. Цивин – «Оттепель», А. Ерёмин – «Дождь», Е. Зарецкая – «Полнолуние». В скульптуре нашла свое воплощение и замерла бурная водная стихия: Н. Посядо «Разговор ветра и волн», С. Демидова «Пучина», Д. Андреев «Шторм». Не обошли стороной пейзажный жанр и новации: видеоарт, аудиоэффекты – А. Красулин «Пейзаж», С. Борисов «Транс-облако», Т. Трошин «Сити», О. Татаринцев «Поле», П. Инфанте «Илиада», В. Наседкин «Архитектура воды, металла и камней (Город-утопия)»...
Фантасмагорические образы статуй – это уже скульптура в пейзаже – увидим на картинах Н. Бенуа и П. Уткина. В советское время изображения памятников вождям создавали пропагандистский посыл и призывали к действию (С. Павлов «Строительство Володарского моста»). А вот в более поздних, постсоветских, лишенных агитационного пафоса картинах – «Гибель богов» А. Давыдовой, например, разбитые скульптуры символизируют уходящую эпоху. Произведения старых и новых мастеров представлены рядом, так что зритель сможет увидеть и преемственность поколений, и развитие тематики скульптуры в пейзаже.