В АВАНГАРДЕ МАШИННОЙ ЭСТЕТИКИ

c 11.11 по 30.05
В АВАНГАРДЕ МАШИННОЙ ЭСТЕТИКИ

С 11 ноября по 30 мая в Инженерном доме Петропавловской крепости открыта выставка «Русский авангард: механика, конструкция, быт».

«Машинная эстетика», течение авангарда, достигшее расцвета в 1920-е – 1930-е годы, повлияла не только на художественную, но и повседневную жизнь

Экспозиция объединяет произведения из собрания 11 российских музеев и позволяет проследить, как увлечение авангардистов машиной и техникой отразилось в искусстве и какое влияние оказало на повседневную жизнь. Творчество художников-авангардистов обширно представлено работами одного из основоположников конструктивизма Александра Родченко и его жены, художника-дизайнера Варвары Степановой. Перекликаются на выставке с работами Родченко и Степановой пространственно-динамические конструкции Густава Клуциса.. На выставке можно увидеть и оформленные Родченко номера журнала «ЛЕФ», выходившего под редакцией Владимира Маяковского, в котором обсуждались вопросы искусства, литературы, производства, фотографии. Широко представлены знаменитые плакаты «Окна РОСТА» (1920–1921) – они создавались представителями «левого» искусства: Александром Родченко, Варварой Степановой, Антоном Лавинским.

В 1929 году на плакатах появились призывы к укреплению индустриальной мощи страны, увеличению темпов производства, наиболее тиражируемыми стали изображения заводов, фабрик и рабочих, все чаще используется метод фотомонтажа, адептами которого стали Густав Клуцис, Сергей Сенькин, Валентина Кулагина, Дмитрий Буланов и другие. Отдельный интерес представляют проекты зданий 1920–1930-х, выполненные известными архитекторов Александром Никольским, Владимиром Гальпериным, Андреем Олем, Сергеем Некрасовым и другими: круглой бани в Лесном (1925), хлебозавода на Кушелевке, Дома жилищной коммуны на 2000 человек в Ленинграде (1930), Ленинградского зоопарка (1931)…

Эскизы убранства к революционным праздникам создаются самыми известными художниками и архитекторами: Натаном Альтманом, Кузьмой Петровым-Водкиным, Борисом Кустодиевым, Владимиром Лебедевым, Иосифом Лангбардом, Владимиром Щуко и другими.

Художники, которые зачастую сами работали на заводах и фабриках, достоверно изображали рабочих, машины, станки. Эти произведения как бы становятся своеобразной машинерией городской сцены.

На выставке также представлена прозодежда, эскизы костюмов и образцы тканей с абстрактными рисунками, выполненными художниками-конструктивистами.

Наибольшую популярность тогда получил текстиль с сюжетно-тематическими изображениями, более известный как агиттекстиль – когда орнамент становится орудием массовой агитации. На выставке можно увидеть образцы ткани с агитационными орнаментами «Фабричный гудок», «Трактора», «Индустриальный мотив» «Красноармейцы на лыжах» и многие другие.

На театральной сцене экспериментируют те же Александр Родченко, Варвара Степанова, а также Любовь Попова, Александра Экстер. В 1920–1921 годах к опере «Победа над Солнцем» обратился Лазарь Лисицкий. В его проекте актеров заменили «фигурины» – огромные марионетки, которые приводились в движение электромеханической установкой. Проект Лисицкого так и не был осуществлен. Эскизы костюмов к опере «Победа над Солнцем», выполненные Казимиром Малевичем и Лазарем Лисицким, можно увидеть на выставке.

Особый раздел посвящен постановкам родоначальника «биомеханики» Всеволода Мейерхольда. Представлены эскизы костюмов, декораций и фотографии сцен спектаклей «Великодушный рогоносец» (1922), «Смерть Тарелкина» (1922), «Земля дыбом» (1923), «Лес» (1924), «Д. Е.» («Даёшь Европу!») (1924), «Мандат» (1925), «Горе уму» (1928) и других.

В экспозиции – афиши, макеты декораций и эскизы костюмов к пьесам Маяковского «Клоп» (1929) и «Баня» (1930), созданные художниками Александром Родченко, Александром Дейнекой и Сергеем Вахтанговым, а также афиша к пьесе «Бунт машин» (1924) Алексея Толстого. «Марсианские декорации» к фильму «Аэлита», выполненные Виктором Симовым, Исааком Рабиновичем, Александрой Экстер в духе конструктивизма, и эскиз костюма марсианина также представлены на выставке.

Поделиться в социальных сетях: Рейтинг@Mail.ru