В ГЛАВНОЙ РОЛИ – ЛЕНИНГРАД-ПЕТЕРБУРГ
С 29 ноября 2024 года по 9 сентября 2025 года выставка «Петербург в кино: персонаж и съемочная площадка» будет открыта в Инженерном доме Петропавловской крепости
С 29 ноября 2024 года по 9 сентября 2025 года выставка «Петербург в кино: персонаж и съемочная площадка» будет открыта в Инженерном доме Петропавловской крепости.
Многие годы съемочной площадкой для исторических и не только художественных фильмов становилась Петропавловская крепость. Выставка расскажет о том, как складывался и эволюционировал экранный портрет Санкт-Петербурга – Петрограда – Ленинграда от 1910-х годов до сегодняшнего дня; о петербургских локациях, ставших съемочной площадкой.
Первый киносеанс в России состоялся в Петербурге 4 мая 1896 года в летнем саду «Аквариум» на Каменноостровском проспекте – там, где сегодня расположена знаменитая киностудия «Ленфильм». В городе проходили первые документальные киносъемки, а в 1908 году на озере Разлив, неподалеку от Петербурга, была поставлена первая в России игровая кинолента. В годы I Мировой войны в Петрограде появилось первое государственное кинопроизводство, которое, пройдя череду преобразований и переименований, через два десятилетия стало «Ленфильмом».
Кинообразы Петербурга тесно связано с городской топографией. Зритель, проходя по залам экспозиции, путешествует от Медного всадника к Аничкову мосту, от Толстовского дома к Витебскому вокзалу… Помимо хрестоматийных достопримечательностей не обделены вниманием и непарадные виды: проходные дворы и брандмауэры, улочки Коломны, индустриальные пейзажи Выборгской стороны и Обводного канала.
Выставка рассказывает о снятых в Петербурге фильмах разных жанров: исторических кинопостановках, психологических драмах, комедиях, экранизациях литературной классики. Каждый жанр раскрывает одну из киноипостасей города в контексте времени. Центральное место среди них занимают работы старейшей отечественной киностудии «Ленфильм».
В экспозиции посетители смогут увидеть видеофрагменты фильмов, фотографии со съемок, плакаты, эскизы декораций, предметы кинореквизита. В их числе подлинная ливрея служителя Шереметевского дворца, в которой снимался один из персонажей фильма «Шинель» (1926, Г. Козинцев, Л. Трауберг). Особого внимания заслуживает коллекция плакатов немого кино из собрания ГМИ СПб. Большинство из этих фильмов не сохранилось.
Также на выставке демонстрируется подлинная кинотехника 1930-х – 1980-х годов: профессиональные и полупрофессиональные кинопроекторы, софиты, ручные кинокамеры… Некоторые из этих приборов можно взять в руки, покрутить рычаг и увидеть, как движутся элементы внутри кинопроектора.
Именно здесь, в Петропавловке, в 1924 году был снят один из первых крупных отечественных фильмов «Дворец и крепость» (режиссер А. Ивановский), который в этом году отметил свой 100-летний юбилей. С этого момента крепость стала любимым кинематографическим объектом нашего города.
Большой раздел выставки посвящен образам имперского Петербурга в кино, в таких фильмах как «Шинель» (1926), «Поэт и царь» (1927), «Декабристы» (1927), «Поручик Киже» (1934), «Звезда пленительного счастья» (1975), «Агония» (1981), «Про уродов и людей» (1998), и других.
В центре внимания – фильмы о главном герое петербургской истории – Петре I: «Петр Первый» (1937-1938) и «Царевич Алексей» (1997).
Рождение революционного мифа и изменение трактовки событий Октябрьской революции 1917 года на протяжении всего ХХ века позволяет проследить раздел выставки, в котором представлены фильмы С. Эйзенштейна, М. Ромма, С.Бондарчука.
С ленинградской блокадой связаны фильмы: «Жила была девочка» (1944), «Балтийское небо» (1961), «Мы смерти смотрели в лицо» (1980) и многие другие.
Раздел «Город. Время. Человек: диалог с современником» представляет целую череду кинолент, которые демонстрируют как со сменой эпох менялись человек, город и само кино. От фильмов раннесоветского времени таких, как трилогия фильмов о Максиме (1934-1938), «Катька – бумажный ранет» (1926, Э. Иогансон, Ф. Эрмлер), «Валерий Чкалов» (1941, М. Калатозов) до кинокартин периода оттепели: «День солнца и дождя» (1967); «Зимняя вишня» (1985, В.Маслеников) – до проектов периода перестройки и постперестроечного времени: «Единожды солгав» (1987, В. Бортко), «Фонтан» (1988, Ю. Мамин), «Брат» (1997, А. Балабанов).
Часто в отечественных кинолентах Петербург представал в образе других городов: викторианского Лондона («Шерлок Холмс и доктор Ватсон», 1979) или нэповской Москвы («Собачье сердце»1988). Иногда город вводил зрителя в заблуждение – например, в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России» Рязанова скульптуры львов появляются в таких местах, где их никогда не было. Об этих фильмах расскажет раздел под названием «Петербург – лицедей».
Завершает выставку рассказ о современном петербургском кино, о применении новых технологий и компьютерной графики.
На выставке организован кинозал, где будут демонстрироваться фильмы, о которых рассказано в экспозиции. С помощью музейных предметов здесь образно воссоздано пространство городского кинозала разных эпох.
Первый показ в этом зале состоится в декабре – киносеанс немого кино «Шинель» (1926) под живую музыку в исполнении композитора и пианиста Анны Крайнюковой из Великого Новгорода.