В ГОСТЯХ У ВЕЛИКОГО СОБИРАТЕЛЯ
В Манеже Малого Эрмитажа открыта выставка «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина»
С 26 июня по 30 октября в Манеже Малого Эрмитажа открыта выставка «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина».
Сергей Иванович Щукин – величайший коллекционер французской живописи, владелец одного из лучших в мире собрания картин, не имевшего аналогов ни в Европе, ни в Америке. Эрмитаж представляет выставку, которая круче недавней московской, проходившей в Пушкинском музее. Всего показывают 150 произведений: 30 картин Анри Матисса, 40 – Пабло Пикассо, 15 работ Поля Гогена, собранных в знаменитый «иконостас», а также полотна Ван Гога, Моне, Писсарро, Дерена и других, возможно, не такой степени громкости имен. Причем полотна, хранящиеся в Эрмитаже и Пушкинском музее, впервые представлены вместе в столь полном объеме.
Особенно интересно, что выставка построена на образе дома Щукина в Знаменском переулке в Москве. То есть картины расположены так, как они висели у него. Незадолго до революции1917 года Щукин подготовил подробный каталог с описанием и фотографиями авторской развески, ее и запечатлел фотограф Павел Орлов. На входе зрителя встречает огромный портрет самого хозяина – Сергея Ивановича Щукина работы Корнелиуса Крона. Дом известного коллекционера был открыт для посещения с 1907 – 1908 годов. Прямо как сегодня, достаточно было позвонить по телефону и записаться, что с удовольствием делали и москвичи и петербуржцы. Дом превратился в публичное пространство, пользовался невероятной популярностью и даже вошел в путеводители. Так что мы с вами, придя на выставку, словно побываем в этом знаменитом доме, пройдем анфиладой комнат, в конце которой нас ждет небольшой видеорассказ о семье Щукиных.
Итак, «в гостях» у Щукина мы увидим бесподобные «Танец» и «Музыку» Матисса, импрессионистов Моне, Ренуара, Писсарро, Дега в Музыкальном салоне; здесь и «Завтрак на траве», и «Причесывающаяся женщина» и еще многие известные просвещенному посетителю шедевры. В Розовой гостиной расположились «Нимфа и сатир», «Марокканка Зара» и прочие «хиты». «Иконостас Гогена» украшает Большую столовую, причем впервые в полном объеме. Живопись Пабло Пикассо вызывала особый интерес Сергея Ивановича, она была непривычна и непонятна. В собрании коллекционера Пикассо стал символом разлома времен и рождения нового, современного искусства. Щукин был столь уважаемой и важной фигурой среди современных ему художников, что некоторые из них стали показывать ему эскизы, прежде чем приступить к работе над полотном. И с его одобрения автор продолжать писать картину. Как знать, возможно, без участия Сергея Ивановича в судьбах живописцев познали бы они такую славу? В любом случае вклад Щукина в эту сокровищницу неоценим.