Я УЗНАЮ ТЕБЯ. ТЫ РОДОМ ИЗ УРБИНО
В Эрмитаже открылась выставка, посвященная 500-летию со дня смерти Рафаэля Санти и его влиянию на европейское искусство с XVI века и до наших дней
В Эрмитаже, в залах Невской парадной анфилады Зимнего дворца, открылась большая красивая выставка, посвященная 500-летию со дня смерти Рафаэля Санти и его влиянию на европейское искусство с XVI века и до наших дней.
По словам директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, «эта выставка – из категории умных выставок, которые требуют размышления и зовут к размышлению самого разного уровня, она – как лекарство, стимулирующее мозг».
В первую очередь это событие говорит о самом Эрмитаже как музее универсальном, который может рассказать историю, которую еще никто не рассказывал. На экспозиции очень много эрмитажных вещей, а также таких, которые были когда-то эрмитажными, но потом разошлись по многим другим российским музеям.
Загадочен феномен влияния Рафаэля Санти, прожившего так мало, на все европейское искусство. На протяжении пяти столетий маньеристы и академисты, караваджисты и мастера барокко, романтики и модернисты неизменно соотносили свое творчество с наследием Рафаэля. Список участников выставки впечатляет: это Британский музей, Альбертина, Лондонская национальная галерея, Русский музей, Музей изобразительных искусств имени Пушкина, Третьяковская галерея, Музей-заповедник «Царское Село», Нижнетагильский музей изобразительных искусств, Собрание икон при поддержке Фонда Андрея Первозванного, работы из частных коллекций. Вся выставка построена как диалог между художниками, которые восприняли эстетические идеи Рафаэля. Собраны произведения разных жанров и разных видов изобразительного искусства, но все объединено одной линией, которая началась от Рафаэля и продолжилась на 500 лет.
Открывают экспозицию работы самого Рафаэля: картины и рисунки, сделанные рукой мастера, из европейских собраний. Впервые предстали перед публикой фрески школы Рафаэля из собрания Эрмитажа, которые находятся еще в процессе реставрации. Работа над некоторыми из них практически завершена, иные вернутся в руки реставраторов после выставки. Фреска «Пейзаж с Ураном и Сатурном в облаках» еще исследуется. Уже известно, что под пейзажем скрывается совсем иное изображение, рождение Венеры из пены морской, это подтверждает графический контекст, представленный тут же. В пустующей нише в скором времени должна разместиться картина из Лувра «Прекрасная садовница», которая, понятно, задержалась с прибытием.
Выставка соединяет произведения Рафаэля, Джулио Романо, Пармиджанино, Пуссена, Рубенса, Менгса, Иванова, Венецианова, Энгра, Коро и Пикассо – и далее, вплоть до художников наших дней. Много работ малоизвестных, из фондов Эрмитажа, показаны впервые.
Череда последователей Рафаэля чрезвычайно велика, и попытаться воспринять ее как целое, попытаться понять значение не только в искусстве, но и во всей европейской культуре – одна из задач выставки.
Выставка «Линия Рафаэля. 1520-2020» включена в маршрут № 2 по Главному музейному комплексу. Также выставку можно посетить по отдельным билетам: утренние сеансы проходят ежедневно, кроме понедельника, в 10.00; вечерние – в 18.00 по вторникам, четвергам и воскресеньям, а также в 19.00 по средам, пятницам и субботам.
Выставка продолжит работу по 28 марта.