ЗДРАВСТВУЙ, АМЕРИКА, О-О-О!

15.05
ЗДРАВСТВУЙ, АМЕРИКА, О-О-О!

15 мая Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр приглашает нас отправиться в очередное путешествие. Романтическая Европа нами уже освоена, на этот раз доберемся аж до Америки.

И начнем наше «Музыкальное путешествие» с пьесы первого американского композитора-авангардиста Чарлза АЙВЗА, который занимался композицией вообще-то в свободное время, а сам больше 30 лет служил в страховой компании. Никто и не подозревал, что занятия на досуге дело настолько серьезное, что идеи его окажут мощное воздействие на музыкальную культуру. При жизни его и не издавали и мало кто слушал, а сегодня Айвз признан одним из новаторов, предопределивших развитие музыки ХХ века! Как многие непризнанные, точнее неопознанные, гении, он намного опередил свое время и самостоятельно пришел к уникальному новаторскому музыкальному языку да еще и в сочетании с трансценденталистской философией. Сегодня мы узнаем композитора-новатора Айвза поближе. Вот, например, пьеса «Центральный парк»: в ней мастерски воссоздан звуковой пейзаж Нью-Йорка середины XIX века. Автор нам объясняет: «Это картинка того, что люди слышали лет тридцать назад, сидя на скамейке в Центральном парке жарким летним вечером, когда автомобили и радио еще не монополизировали звук повсеместно. Струнные представляют молчащую темноту ночи, которая прерывается то звуками казино через пруд, то пением уличных певцов, то звучанием пианолы, играющей в чьем-то окне, то звуком проезжающего фаэтона, то криком проходящего мимо путника. И вот мы встаем со скамейки и возвращаемся домой…»

Выходим из парка и идем дальше. Звучит музыка Аарона КОПЛЕНДА – дирижера, пианиста, музыкального критика и педагога к балету «Весна в Аппалачах». Аарон Копленд часто обращался к фольклору: ковбойским песням, новоанглийским духовным гимнам. Но при этом испытал мощное воздействие музыки Стравинского и французской «шестерки», неоклассицизма, импрессионизма и джаза – такой мощный микс. В итоге Копленд выработал собственный неповторимый стиль и сегодня по праву считается крупнейшим деятелем музыкальной культуры США XX века. Музыка к балету «Весна в Аппалачах» – одна из вершин его творчества. Балет, удостоенный премий Пулицера и Нью-Йоркского журнала музыкальных критиков, повествует о жизни первых переселенцев в Новой Англии. Вторая часть путешествия в музыкальную Америку будет больше знакома слушателям, самые продвинутые из них начнут узнавать мелодии. Под сводами Дворца Белосельских-Белозерских прозвучит музыка из спектакля «Вестсайдская история» Леонарда БЕРНСТАЙНА и «Рапсодия в стиле блюз» Джорджа ГЕРШВИНА. Выдающийся американский композитор и дирижер Леонард Бернстайн создал множество сочинений, однако самый большой его успех связан с новой версией истории про Ромео и Джульетту – с мюзиклом «Вестсайдская история», вслед за бродвейской премьерой которого (1957) последовала киноверсия с Натали Вуд и Ричардом Беймером в главных ролях. А премьера «Рапсодии в стиле блюз для фортепиано с оркестром» Джорджа Гершвина в Нью-Йорке в 1924 году стала началом новой музыкальной эпохи, ее с восторгом приняли и широкая публика и выдающиеся академические музыканты – Рахманинов и Стравинский, Крейслер и Стоковский. Композитору, который сам солировал на премьере, удалось то, что казалось невозможным: он «обручил» академическую музыку с джазом. Заголовок Rhapsody in Blue отсылает, с одной стороны, к блюзу, а с другой – к названию картины Уистлера «Ноктюрн в голубых и зеленых тонах». Успех «Рапсодии» ошеломил даже ее автора. Безвременная кончина композитора (он умер в 38 лет от опухоли мозга) глубоко потрясла весь музыкальный мир. В радиопередаче, посвященной памяти Гершвина, Арнольд Шёнберг сказал: «Музыка была для него не простым ремеслом – она была воздухом, которым он дышал, мечтой, о которой он грезил. Он был великим композитором». Остается сообщить, дорогие читатели, что 15 мая в концерте солирует молодой петербургский пианист и концертмейстер, лауреат Конкурса концертмейстеров Павел Кораго (на фото). Дирижирует художественный руководитель и главный дирижер СПб ГАСО, заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств РФ Александр Титов.

Начало концерта – в 16.00.

Поделиться в социальных сетях: Рейтинг@Mail.ru