ЗРЕЛИЩА ПУЩЕ ХЛЕБА
С 1 ИЮЛЯ ПО 8 НОЯБРЯ В ТЕАТРАЛЬНОМ МУЗЕЕ РАБОТАЕТ ВЫСТАВКА «НЭП: ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ!».
В этом году нэпу исполнилось 100 лет. Для начала немного истории. В марте 1921 года Десятый съезд партии большевиков принял «новую экономическую политику» (НЭП). Разрешение частного предпринимательства за 10 лет вывело РСФСР из полной разрухи. Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства подготовил уникальный выставочный проект к этому юбилею.
Нам представят малоизученные страницы истории петроградского-ленинградского театра 1920-х – 1930-х годов: легкие жанры, частные театры и эстрадные антрепризы, которые имели сногсшибательный успех и у «нэпманов», и у пролетариев, наевшихся, наконец, хлеба и требовавших зрелищ. После ужасов Гражданской войны люди жаждали развлечений и простых радостей жизни, а предприимчивые деятели культуры шли навстречу новому зрителю. «Несерьезная» культура презиралась и замалчивалась в советскую эпоху да и до сих пор еще мало изучена. Во вступительной статье к каталогу режиссер Константин Учитель цитирует газетную статью 1922 года: «Все, что принижало искусство, теперь снова сорвалось с цепи и несется, закусив удила. Театры, театрики, кабаре, кафе с музыкой, “концерты”, ”вечера веселых настроений”, все это мутной волной заливает РСФСР. Используется все, что заставляет обывателя, мещанина платить». В трех залах расположилось вот это «всё»: комические миниатюры, пародии, эстрадные ревю, танцевальные кабаретные номера, сатирический конферанс, цирк и кино, жестокий романс, блатная песня и «Теа-джаз» Леонида Утесова – вплоть до легендарных комедий, оперетт и джаз-опер крупных частных и государственных театров, в том числе, Акдрамы (Александринского театра), МАЛЕГОТа (Михайловского) и ГАТОБа (Мариинского театра). Финальный акцент выставки – мини-экспозиция о балете Дмитрия Шостаковича «Болт», который был снят с репертуара после генерального прогона в 1931 году. Эскизы костюмов Татьяны Бруни к «Болту» – яркая галерея «типов нэпа», коллективный портрет той самой публики, для которой работали ныне забытые и, напротив, глубоко почитаемые деятели искусства, «присутствующие» на выставке: Сергей Радлов, Давид Гутман, Рина Зеленая, Елена Грановская, Николай Петров, Исаак Дунаевский, Николай Фореггер, Касьян Голейзовский, Николай Акимов, Елизавета Якунина, Валентина Ходасевич, Николай Ушин и многие другие. Большую часть экспонатов широкая публика увидит впервые.
В рамках выставочного проекта запланированы:
21 июня в 19.00 концерт «Кабаре-НЭП» с песнями 1920-х из собраний Анны Астаховой и Ореста Цехновицера в исполнении артистов Александринского театра и студентов Российского государственного института сценических искусств), а также рассказами и комментариями Константина Учителя.
Спектакль-игра «Остап» (рабочее название): режиссер – Никита Славич, драматург – Глеб Колондо, в роли Остапа – Владимир Антипов.
АДРЕС: пл. Островского, 6.